В Московском музее современного искусства открывается выставка одного из пионеров модернизма скульптора Жака Липшица. В экспозиции можно увидеть около 100 произведений — скульптуры, рисунки, эскизы из коллекции Marlborough Gallery, а также Израильского музея, Lipchitz Foundation в Нью-Йорке и частных собраний. В своих самых известных работах «Прометей, удушающий орла», «Похищение Европы II», «Мать и дитя» Липшиц подходит к драматической истории ХХ века, теме войны и мира, кризиса гуманизма и борьбы добра и зла. Вспоминаем главные факты о художнике.

Жак Липшиц в мастерской в доме 54 на улице Монпарнас
около 1922
The Estate of Jacques Lipchitz

1. Учился скульптуре в Париже

Хаим-Яков Лившиц родился в 1891 году в городке Друскеники в Российской империи. Отец не одобрял его увлечения искусством. Поддержку юный Яков нашел у матери: чтобы сын поехал учиться в Париж, она продала свои бриллиантовые серьги. В 1909 году Яков поступил в Академию изящных искусств, а также посещал скульптурные классы частных школ Коларосси и Жюлиана, где подружился с молодыми авангардистами из легендарного арт-кластера «Улей».

Жак Липшиц
«Купальщица III»
1917
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк


2. Одним из первых перевел живопись кубизма в скульптуру

Попав в эпицентр авангарда, Липшиц легко влился в ряды самых радикальных художников начала ХХ века. Он общается с Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверой. Одновременно с Александром Архипенко и Осипом Цадкиным искал параллель кубизму в скульптуре, переводя живопись в объем.

Жак Липшиц
«Читатель в кресле»
1922
Частная коллекция


3. Модильяни написал портрет Липшица и его жены

В 1915 году друг Липшица Амедео Модильяни написал его портрет с женой поэтессой Бертой Китроссер. Они познакомились в Париже, в то время Берта позировала Хосе Ривере и Хуану Грису. К Липшицу она ушла от мужа — офицера царской армии и социалиста Михаила Шимкевича вместе с маленьким сыном Андреем. Официально брак между Жаком и Бертой был заключен лишь в 1925 году, когда скульптор получил французское гражданство.

Жак Липшиц
«Испанка с веером»
1914
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк


4. Первая выставка в галерее Леона Розенберга принесла признание

В 1920х годах к Липшицу приходит известность, он становится востребованным художником. Звезды сошлись в один момент: его первая выставка открылась в галерее Леона Розенберга, а художественный критик и апологет кубизма Морис Рейналь написал о нем монографию. Вскоре у Липшица появляются знаменитые и состоятельные заказчики. Американский коллекционер Альберт Барнс, собравший одну из лучших коллекций модернистов, покупает у него скульптуры и заказывает пять каменных рельефов для своего особняка.

Жак Липшиц 
«Мужчина, опирающийся на локти»
1925
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк


5. Дом Липшица построил Ле Корбюзье

Только в 1925 году Жак получает французское гражданство и заказывает Ле Корбюзье проект дома недалеко от Булонского леса. Почти весь дом занимала огромная мастерская, высотой в три этажа. Во время войны скульптуры Липшица были зарыты во дворе мастерской, благодаря чему сохранились. После того, как скульптор эмигрировал в США, в доме жила его первая жена Берта, а затем, до 1992 года, ее сын от первого брака Андрей Шимкевич.

Жак Липшиц
«Танцовщица»
1915
Израильский музей, Иерусалим
Дар Юллы Липшиц Фонду «Американские друзья Израильского музея» в память о Тедди Коллеке


6. Участвовал в конкурсе на проект скульптурного портрета Дзержинского в СССР

В 1935 году Липшиц вместе с женой приехал в СССР. Основной целью поездки стала попытка освободить из заключения сына Берты — Андрея. В 1929 году он выехал к отцу, драматургу и бывшему царскому офицеру Михаилу Шимкевичу в Москву. В 1931 году Андрея арестовали по обвинению в шпионаже и отправили в лагерь. Попытка вызволить пасынка оказалась неудачной. Андрей вышел на свободу только в 1957 году, проведя в советских лагерях 26 лет, после чего ему удалось вернуться в Париж. В Москве Липшиц принял участие в конкурсе на скульптурный портрет Феликса Дзержинского. Гипсовая копия портрета хранится в Пушкинском музее.

Жак Липшиц 
«Похищение Европы II»
1938
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк


7. Создал «Прометея» для Всемирной выставки в Париже

Для Всемирной выставки 1937 года в Париже французское правительство поручает Липшицу создание монументальной скульптуры. Девятиметровый «Прометей, удушающий орла» украсил Дворец науки и изобретений, в 1940-е годы скульптор сделал новую версию этого антифашистского сюжета. В 1930-е годы в работах Липшица усиливаются драматические интонации, его стиль дрейфует между экспрессионизмом и абстракцией. Во времена подъема фашизма скульптор работает над библейскими и мифологическими сюжетами, затрагивающими тему борьбы добра и зла.

Жак Липшиц
«Прометей, удушающий орла»
1943
Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк


8. Эмигрировал и добился успеха в США

В мае 1940 года Липшиц вынужден бежать от нацистов, которые вошли в Париж в июне. Скульптор эмигрирует в США в 1941 году, где получает теплый прием и признание. В 1948 году он женится на Юлле Хальберштадт. В 1952 году сгорела его мастерская, которая была вскоре восстановлена, однако в пожаре погибли все работы американского периода.

Жак Липшиц
«Наставление в беде»
1952
Marlborough International Fine Art, Цюрих


9. В 1954 году сделал ретроспективу в МоМА

В 1954 году в Нью-Йорке в МоМА проходит большая ретроспектива Липшица. Она стала началом международного признания скульптора. Он выполняет не только частные заказы — его монументы устанавливают в публичных пространствах в Америке и Европе, а музеи приобретают скульптуры Липшица в свои коллекции. Несколькими годами позже проходит его выставка в Галерее Тейт в Лондоне, а в 1964 году композиция «Между небом и землей» была представлена на выставке documenta в Касселе.

Жак Липшиц 
«Последнее объятие»
Макет №3 
1970-1972

Marlborough International Fine Art, Цюрих


10. Его монумент «Древо жизни» установлен в Иерусалиме

В конце жизни Липшиц обращается к национальным и религиозным корням. В 1964 году он посещает Израиль, вскоре в Тель Авиве проходит его первая выставка. Он подарил Израилю множество своих работ, а монумент «Древо жизни» был установлен на территории госпиталя «Хадасса» на горе Скопус. Жак Липшиц скончался в 1973 году на острове Капри, но был похоронен в Иерусалиме.

Жак Липшиц 
«Древо жизни IX»
1971-1972
Marlborough International Fine Art, Цюрих