Британский юмор распространяется на всё, даже на ретроспективу бельгийского художника-модерниста Джеймса Энсора, которую лондонская Королевская академия художеств решила открыть в день Хэллоуина. Действительно, маски, мистические и карнавальные образы, ставшие визитной карточкой художника, как нельзя лучше подходят ко дню всех святых.
Джеймс Энсор (1860–1949) сегодня один из самых известных бельгийских живописцев. Он стал знаменит еще при жизни (ему даже установили памятник), потом был незаслуженно забыт и вновь обрел былую славу уже в новейшей истории, в XXI веке, после нескольких крупных выставок в Париже, Нью-Йорке и других городах. Впрочем, в родной Бельгии он числится едва ли не национальным героем: портрет художника украшал местные банкноты, а его работы пользуются невероятным спросом как у музеев, так и у коллекционеров — ни одна ярмарка искусства BRAFA в Брюсселе не обходится без нескольких энсоров в качестве хайлайтс. Кроме того, именно ему досталось звание «предвестника экспрессионизма».
Художник провел детство, а затем, вернувшись после академии художеств, и почти всю жизнь в маленьком приморском Остенде, где его семья держала антикварную лавку. Он описывал ее как «скопление самых разных причудливых объектов, которые то и дело опрокидывали кот или обезьяна, а воздух сотрясал воплями попугай». В этой эксцентричной атмосфере, ежегодном городском карнавале, а также активных археологических раскопках того времени, Энсор черпал вдохновение. Именно из них появилась театральность, черепа и маски в его работах.
Выставка в Лондоне получила название «Интрига: Джеймс Энсор Люка Тюйманса». Ее куратором стал не менее знаменитый современный бельгийский художник Тюйманс, которого пригласили показать публике «неизвестные стороны» Энсора. В экспозицию войдут более семидесяти произведений мастера, включая такие уже узнаваемые картины, как «Интрига» из Королевского музея изящных искусств Антверпена и «Конек» из Королевского музея Брюсселя.