Русский музей продолжает череду выставок, составленных на основе собственного богатого собрания и посвященных крупным художественным направлениям. Уже были показаны русский неоклассицизм, импрессионизм и символизм. Теперь дошла очередь до экспрессионизма.

В Европе перед Первой мировой войной это было одно из самых значительных направлений. Его рождение связывают с немецкой группой «Мост», основанной четырьмя студентами из Дрездена и поддержанной многими молодыми художниками (среди основателей был Эрнст Людвиг Кирхнер, позже присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер, Кес ван Донген). Ко второй половине 1910-х годов экспрессионизм распространился на все виды искусства, включая литературу, музыку и театр.

На русскую почву он проник благодаря русско-немецким художественным связям Василия Кандинского, Алексея Явленского, Давида Бурлюка. Его влияние на русских художников было не столь глубоким по сравнению с кубизмом и фовизмом, однако черты этого стиля заметны у многих авангардистов. Их и исследует Русский музей.

Среди дореволюционных шедевров — «Мурнау. Летний пейзаж» Кандинского, натюрморты Ольги Розановой и выразительные герои Петра Кончаловского и Бориса Григорьева. Свой вклад в развитие экспрессионизма на русской почве внесли объединения «Ослиный хвост», основанное Ларионовым и Гончаровой, «Союз молодежи» во главе с Матюшиным. В 1920-е и 1930-е годы экспрессионизм прижился на живописном отделении Вхутемаса–Вхутеина, среди участников «Общества станковистов», одним из учредителей которого был Юрий Пименов, и особенно — менее известного объединения «Круг».

Помимо живописи, на выставке представлена печатная графика — гравюры, книги, плакаты, в которых экспрессионизм проявил себя не менее ярко.

Н. С. Гончарова
«Прачки»
1911

П. П. Кончаловский
«Мост»
1911

В. Е. Татлин
«Матрос»
1911

Б. Д. Григорьев
«Портрет В. Э. Мейерхольда»
1916