В московском Музее АЗ продолжается показ лучших, по мнению кураторов, произведений Анатолия Зверева из собрания основателя институции Наталии Опалевой. Мультимедийная экспозиция будет работать до 20 января будущего года.

Самый буйный художник второго русского андеграунда Анатолий Зверев за свою жизнь написал около 30 000 работ. На юбилейной выставке, подготовленной к трехлетию музея его имени, показывают 250 лучших. Куратору Полине Лобачевской удалось сжать лавину зверевских произведений, представив самые, вероятно, иконические образы из музейной коллекции.

Экспонаты для выставки были предоставлены Наталией Опалевой, директором и основателем музея. Ее монособрание этого художника насчитывает более 1500 работ, 600 из которых были подарены институции Аликой Костаки, дочкой главного патрона и коллекционера Зверева.

На выставке собрали большую серию зверевских автопортретов: здесь юный Зверев встречается со Зверевым-мастером, русским Ван Гогом, выбравшим судьбу скитальца. Рядом женские портреты, его музы, возлюбленные, в том числе и главная его любовь, его «старуха» — Оксана Асеева, вдова известного писателя. Менее известны его абстракции, «супрематики», которые он начал писать по предложению самого Георгия Костаки. Хотя пейзажи с церквями, кажется, были ему намного милее.

Главное открытие — серия иллюстраций, часть из которых ранее никогда не показывалась. Зверев проиллюстрировал «Записки сумасшедшего» Гоголя в 1955 году, а знаменитый режиссер-аниматор Михаил Алдашин специально к выставке снял анимационный фильм по мотивам этого цикла. Экспрессивное творчество Зверева упаковали в потрясающе сконструированную современную экспозицию, дополнив сами работы мультимедийным сопровождением — на огромных, во всю стену, экранах также транслируются его произведения.

Анатолий Зверев
«Супрематическая фигура»
1950-е годы

Анатолий Зверев
«Обнаженная»
1950-е годы

Анатолий Зверев
«Автопортрет с сигаретой»
1956

Анатолий Зверев
 «Супрематическая композиция»
1958

Анатолий Зверев
«Женский портрет«
1968

Анатолий Зверев
«Портрет Оксаны Асеевой»
1969