В Пушкинском музее в Москве открывается выставка «Пикассо & Хохлова», посвященная отношениям испанского гения и его русской музы и первой жены. В экcпозиции — около 200 экспонатов: живопись, графика, монументальные панно, фотографии, открытки и письма. Большую часть работ привезли из Национального музея Пикассо в Париже, часть принадлежит фонду FABA, который возглавляет внук Пикассо. Впервые в России будут показаны неизвестные картины и документы из семейного архива художника.

Это не просто выставка, а скорее увлекательный роман, из которого можно узнать о сложных перипетиях отношений художника и его первой супруги. Зритель сможет заглянуть за кулисы дягилевских балетов, в которых танцевала Ольга Хохлова, почувствовать умиротворенную атмосферу дома художника и танцовщицы, проникнуться счастьем материнства, увидеть безоблачные годы детства их сына Пауло и разделить печаль угасания любви.

Русская балерина и молодой испанский художник познакомились во время работы над балетом Дягилева «Парад», музыку для которого написал Эрик Сати, а либретто Жан Кокто. Пикассо отвечал за костюмы и декорации, Хохлова танцевала. Почти сразу художник представил избранницу своей матери, которая сначала не одобрила выбор сына — поэтому, по легенде, Пикассо нарисовал Ольгу в испанском костюме, чтобы приблизить ее к материнскому идеалу. В 1918 году они обвенчались в православной церкви в Париже.

Семейная жизнь с Хохловой совпала с неоклассическим периодом творчества художника. Революционер от искусства, кубист Пикассо вдруг вернулся к фигуративной живописи, и облик Хохловой с ее классическими чертами, кажется, как нельзя лучше подходил именно для этого. Он уходит от образа маргинала, укрепляется его материальное положение, художник начинает вести светскую жизнь.

С середины 1920-х годов отношения пары омрачаются новым увлечением Пикассо. Постепенно они отдаляются друг от друга, а в работах художника появляется его новая муза Мария-Тереза Вальтер. В серии «Корриды и распятия» Пикассо отождествляет себя с образом быка, раздираемого на части страстями. Отношения Хохловой и Пикассо окончательно исчерпали себя в середине 1930-х, когда у художника и его новой возлюбленной родился ребенок.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на террасе отеля «Минерва»
Рим, 1917
Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид
© Succession Picasso 2018

Портрет Ольги Пикассо на балу у графа Этьена де Бомона
Особняк Массеран, Париж, 1924
Ателье «Пиас»
Национальный музей Пикассо, Париж
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Ольга Хохлова в мантилье»
лето-осень 1917
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Портрет Ольги в кресле»
Монруж, весна 1918
Национальный музей Пикассо, Париж
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Материнство»
Фонтенбло, лето 1921
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Мать и дитя»
Париж, осень 1921
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Деревенский танец»
1922
Национальный музей Пикассо, Париж
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Семья на берегу моря» 
Динар
, лето 1922
Национальный музей Пикассо, Париж

© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Задумчивая Ольга»
Париж, зима 1923
Национальный музей Пикассо, Париж

© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Портрет Поля в белой шапочке»
Париж, 14 апреля 1923
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Поль на ослике»
Париж, 15 апреля 1923
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Художник и модель»
Париж, 1926
Национальный музей Пикассо, Париж
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Большая обнаженная в красном кресле»
Париж, 5 мая 1929
Национальный музей Пикассо, Париж
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Акробат»
Париж, 19 января 1930
Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Фигуры на берегу моря»
12 января 1931
Национальный музей Пикассо, Париж
© Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо
«Женщина с часами»
Жуан-ле-Пен, 30 апреля 1936
Национальный музей Пикассо, Париж
© Succession Picasso 2018