Каждый год Владикавказ погружается в атмосферу современного искусства. Обычно это случается летом. В этот раз международный симпозиум «Аланика», который вот уже десятый раз проводит Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), в этом году включенный в состав РОСИЗО, прошел в ноябре. Сегодня «Аланика», начавшись в 2007 году с пленэра в горах близ поселка Фиагдон и на территории горного курорта Цей, переросла в культурную традицию региона, международную художественную лабораторию. Владикавказ, благодаря «Аланике», отныне ярко обозначенная точка на глобальной карте современного искусства.
В последние дни работы десятой «Аланики» ARTANDHOUSES встретился с директором Северо-Кавказского филиала ГМВЦ РОСИЗО Галой Тебиевой. Поговорили об истории и судьбе симпозиума, прошедшего под девизом «Юбилей как шанс», и о развитии современного искусства в регионе.
Приезжая на «Аланику», понимаешь: художественная жизнь бьет ключом не только в столицах. Кто участвует в симпозиуме и как происходит подготовка к нему?
Помимо российских, в столицу республики Северная Осетия — Алания приезжают художники из разных стран — Великобритании, Бельгии, Швеции, Венгрии, Германии, Австрии, Италии, Турции, Египта, Израиля, Эквадора, чтобы погрузиться в локальный контекст повседневной жизни, познакомиться с традициями, историей, природным ландшафтом. Работая с этим материалом, художники создают собственные проекты, которые ежегодно завершаются выставкой на разных площадках Владикавказа. Чем круче художники, тем внимательней они готовятся к поездке. Обычно они живут у нас дней пятнадцать, внедряются в ситуацию. Технически алгоритм такой: мы оплачиваем проезд, проживание, продакшен и стипендию.
«Аланика» имеет стабильную практику приглашения кураторов из разных стран.
Заранее мы выбираем такого куратора, который пишет концепцию и объявляет тему. В списке наших кураторов за эти годы: Берал Мадра — комиссар павильона Турции на Венецианской биеннале и создатель Стамбульской биеннале, Нав Хаг — научный сотрудник Музея современного искусства Антверпена (M HKA), художник Сабина Шихлинская — куратор павильона Азербайджана на Венецианской биеннале, Елена Цветаева и Евгений Уманский — руководители Балтийского филиала ГЦСИ и другие авторитетные персоны из мира contemporary art. Я не вмешиваюсь в работу куратора, это мой принцип. Даже если понимаю, что наши взгляды расходятся. Ты выбрал человека, значит должен ему доверять.
Какие были темы у «Аланики»?
Например, в 2008 году — «Ковчег». Разумеется, совсем не новая тема, живописцы во все времена к ней обращались. Тогда шла война с Грузией и происходили трагические события в Южной Осетии. Художники из разных стран и городов, тогда работавшие в курортной зоне Цейского ущелья, решились на яркое высказывание: взяли сто метров кальки, натянули на теннисном корте и расписали. Затем поднялись в горы по канатной дороге туда, где стояла градобойная пушка, и обмотали ее этой калькой. Так символ войны превратился в арт-объект. Жаль СМИ тогда не обратили на эту акцию должного внимания.
Как возникла сама идея симпозиума «Аланика»?
Во Владикавказе существовал пленэр для живописцев и скульпторов, летняя школа. Но я всегда понимала, что надо менять формат и что о нашей деятельности должны узнать за пределами республики. Симпозиум возник еще до нашего вхождения в 2010 году в состав ГЦСИ, руководство которого нас поддержало во многом благодаря «Аланике».
Десятая «Аланика» — своего рода ретроспектива?
Да, Северо-Кавказский филиал успел собрать уникальную коллекцию современного искусства — объекты, инсталляции, фото и видео, считаю, музейного уровня. Куратор юбилейной «Аланики», калининградец Евгений Уманский (арт-директор Балтийского филиала ГЦСИ) объявил тему проекта — «Метод эксперимента», в котором объединил лучшее, созданное художниками из двадцати двух стран мира по итогам симпозиума за десять лет. Ретроспектива проходит сейчас сразу в нескольких пространствах. Во дворце культуры города Беслан показываем работы, посвященные трагедии 2004 года. Работы художников, связанные с городским контекстом, совершают временную «интервенцию» в постоянную экспозицию Музея истории Владикавказа. Масштабные выставки развернулись в залах Национальной научной библиотеки РСО — Алания и Союза художников Республики Северная Осетия — Алания. И, наконец, Сабина Шихлинская показывает световую инсталляцию «Иллюзии» в пространстве бывшей старой персидской мечети, где в советские годы работал планетарий.
А много ли в Осетии актуальных художников?
Есть несколько имен, которые появились во многом благодаря «Аланике». Казбек Тедеев — «продукт» нашего симпозиума. Опыт общения с международным сообществом симпозиума из просто фотографа превратил его в художника, свободно владеющего различными медиа. Художник Алиса Гокоева училась в Кингстонском университете в Лондоне и вернулась во Владикавказ. Она тесно сотрудничает с нашим Центром. Алиса очень искренний человек. «Осколки», ее проект, посвященный Беслану, — о травме, которая, точно разбитые стекла, всю жизнь не переставая царапает внутри. Стас Харин, Алена Шаповалова, которая сейчас работает в арт-резиденции в Мадриде, тоже наши художники.
Таким образом, Аланика — это трамплин для выхода на арт-сцену?
Во Владикавказе, где нет ни одной галереи, мы стараемся дать такую возможность. С нами работают серьезные художники, такие как Сергей Братков, Тимофей Радя, Анна Желудь, Анастасия Хорошилова, Александр Дашевский, итальянец Микеланджело Пистолетто, немец Йоханнес Фогль, египтянин Магди Мустафа.
Могу с гордостью сказать, что проект Владимира Наседкина «Google. Планета Земля» и носы Таус Махачевой (по-аварски «нос» и «гора» — два значения одного слова. — ARTANDHOUSES), проект «Пейзаж» начинались здесь, на «Аланике». Аня Желудь сделала инсталляцию здесь, на городской площади перед гостиницей. К нам любят приезжать, у нас неплохо. Гостеприимство — национальная черта. Ставлю перед коллективом категорическое условие: «Мы должны полюбить каждого художника и куратора и максимально помочь в том, что он задумал».
Выставки пока проходят на разных площадках, но в парке имени Коста Хетагурова, в историческом центре города, я видела остов конструкции, накрытый зеленой сеткой. Насколько я понимаю, это будущее здание вашего филиала, первого музея современного искусства на Северном Кавказе?
Вопрос со зданием бывшего Республиканского выставочного центра, переданного нам, стоит остро. На площади трехэтажного здания (почти 3000 кв. м) предполагается разместить выставочное пространство, киноконцертный зал, книжный магазин, игровую, офисы, медиатеку, хранилище и летний ресторан на крыше.
Уже проведен первый этап капитального ремонта, разобраны самонесущие стены. Когда обнажились конструкции, стало понятно, что проект архитектора Юрия Аввакумова нуждается в некоторых корректировках. В будущем году ждем финансирования Министерства культуры РФ. Стройка, думаю, займет года три.