Выставка «Слишком человеческое: Бэкон, Фрейд и век жизненной живописи» в лондонской Tate Britain собрала работы художников XX века, работавших в Англии в разные периоды своей жизни. Ее посвятили теме отображения в живописи личных, порой самых интимных переживаний уже ставших классиками авторов.
Прологом к экспозиции стала известная фраза Люсьена Фрейда: «Я хочу, чтобы краска работала как плоть». В ней суть его собственного сверхчувственного отношения к живописи и к изображенным объектам. Подкрепляют ее две знаменитые фрейдовские работы — вязкий маслянистый портрет приятеля-травести художника Ли Бауэри, обнаженного и беспомощного, сидящего в кресле, за несколько лет до смерти и, напротив, реалистичная и почти прозрачная, но не менее интимная «Девушка с белой собакой» из собственного собрания Tate.
Другой британский герой, вынесенный в название, — Фрэнсис Бэкон во многих своих работах также использовал своих друзей и близких для изображения любовных страстей и кризисов, персональных радостей и печалей.
А ретроспективный взгляд кураторов на изображение частной жизни художественных героев начинается еще в начале прошлого века, когда авангардистские течения, захлестнувшие Европу, начали проникать и в английскую школу. Здесь Уолтер Сикерт соседствует с Хаимом Сутиным, Стэнли Спенсер уже с Франком Ауэрбахом. Ну а далее в более чем сотне работ экспозиция идет вплоть до звезд наших дней —от Дженни Сэвилл до Линетт Йиадом-Боакье.