В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка Архипа Куинджи. В экспозиции собрали 180 произведений классика пейзажа: розовые закаты, туманные рассветы и лунные ночи приехали из 23 музеев и частных коллекций.
Чтобы попасть на выставку, придется отстоять очередь, которая, вероятно, имеет все шансы поспорить по масштабу с очередями на Серова и Айвазовского — за несколько дней работы ее уже посетили около 20 тыс. человек.
Впрочем, очередь обожателей Куинджи стояла еще в XIX веке — чтобы увидеть моновыставки его картин «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «Днепр утром». Люди приходили подивиться, настолько эффектно выглядели, казалось бы, банальные сюжеты. Кто-то искал лампу за картиной, создающую эффект свечения. Другие считали, что секрет светоносных пейзажей в особых красках, которые Куинджи, возможно, разрабатывал вместе с Менделеевым, с которым он дружил.
Картины Куинджи и сегодня кажутся чрезвычайно эффектными, благодаря минималистичной композиции и резким цветовым контрастам. И выглядят очень современно, как будто улучшены какой-нибудь умной компьютерной программой, вроде фотошопа. Теперь в Куинджи пытаются найти предтечу многих современных измов. В одних работах он близок к импрессионизму, в других — к экспрессионизму, а где-то подходит близко к абстракции. Что близко к истине, так как художник явно симпатизировал последним достижениям живописи, выезжая заграницу.
Любовь к эффекту сыграла в жизни Куинджи роковую роль. После того как он, самоучка и совершенно self-made man, приехавший из Мариуполя, добился наконец успеха, вышла критическая статья, не оставившая камня на камне от его удивительных работ. Что больше всего поразило Куинжди, написал ее товарищ по цеху передвижников, Клодт. Куинджи был раскритикован за однообразие, злоупотребление особым освещением при показе картин и чрезмерную эффектность. Он потребовал исключить Клодта из Товарищества передвижников, чего не случилось, тогда из общества вышел он сам. После нескольких триумфальных показов своих новых картин обиженный художник решил больше не выставляться.
За двадцать лет затворничества он создал около 500 картин и эскизов и 300 графических работ, которые никому не показывал. Публика считала, что он исчерпал свой талант. К этому рубежу Куинджи подошел богатым человеком. Цена на его еще недописанные полотна достигала 5000 рублей — по крайней мере, именно столько за «Лунную ночь» заплатил Великий князь Константин Константинович. Новые картины Куинджи показал только в 1901 году, выставка получилась успешной. О нем снова заговорили. Однако после этого он не выставлялся уже до самой смерти.