Александр Родченко (1891–1956) в своем творчестве был абсолютно универсальным: фотограф, архитектор, дизайнер, настоящий мультимедийный художник. Мультимедиа Арт Музей, проведший полсотни выставок замечательного мастера как в России, так и за рубежом, сегодня открыл, пожалуй, самую полную из всех выставок Родченко, отражающую все этапы и логику развития его творчества.
«Опыты для будущего» приурочены к 125-летию со дня рождения и 60-летию со дня смерти художника. В проекте, который курируют Ольга Свиблова и Александр Лаврентьев, внук Родченко, участвуют Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Театральный музей им. А. А. Бахрушина, МАММ, музеи Астрахани, Вятки, Нижнего Новгорода, Перми.
Различий между жанрами визуального искусства Родченко не делал. И это хорошо видно по его работам в живописи, графике и линогравюре, пространственным конструкциям, афишам, архитектурным эскизам, коллажам, рисункам для ткани, фотомонтажам, декорациям и костюмам к театральным и кинопостановкам и фотографиям, разумеется. Кажется, с момента появления диагональной композиции и приема ракурсной съемки, придуманных Родченко, никаких особенных открытий в мировой фотографии не случилось. Все продолжают цитировать русского конструктивиста, подчас и не догадываясь об этом. Родченко создал шрифт, сегодня известный во всем мире как «шрифт Родченко».
В 1925 году Родченко было поручено разработать проект экспоната для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Это был рабочий клуб, образцовый по оформлению и в то же время типовой по характеру помещения, абсолютный прототип функционального пространства. По стенам Родченко развесил тиражные плакаты, и в том числе собственный плакат «Киноглаз», к документальному фильму Дзиги Вертова 1924 года о новом государстве – СССР. Один из его эпизодов, посвященных пионерам, кстати, можно видеть на нынешней выставке. Все титры с элементами беспредметных композиций сделаны Родченко – он склеивал объемы из бумаги и картона и прикреплял к ним буквы. И под рукой мастера немой кинематограф обретал «визуальный» голос.
Родченко, безусловно, человек, идущий впереди своего времени, предугадавший возможности современного компьютера. «Недавно Анти размечтался, ему хотелось бы очутиться во времени на пятьсот лет вперед — посмотреть, что случилось с его картинами в будущем, и обратно сейчас же вернуться. Он, конечно, уверен, что таких вещей, как его, не было и не будет», — писала в 1920 году в дневнике Варвара Степанова о своем муже (Анти — это домашнее имя Родченко).