Пятого декабря перед зрителями предстанет уникальное творение Владимира Татлина — безмоторный летательный аппарат, или орнитоптер. Лидер авангарда и родоначальник конструктивизма изучал анатомию и полеты птиц, одновременно экспериментировал с гнутым деревом. Пообещав друзьям: «Я сделаю вещь, ну не меньше Венеры Милосской», он уединился с бригадой помощников в мастерской, специально устроенной в угловой башне Новодевичьего монастыря. В период с 1929 по 1932 год было сделано три почти идентичных варианта махолета. В мае 1932 года аппарат с машущими крыльями для индивидуального полета — сборный объект из конструктивно отделяемых частей, фюзеляжа, плетеной люльки и пары крыльев — уже стоял в Итальянском дворике Музея изящных искусств, перед этим побывав еще и на творческом вечере в Клубе писателей. Из трех экземпляров шедевра технической мысли, который так и не полетел, уцелел единственный — «Летатлин №3».

Два последних десятилетия дерзновенный по замыслу «последний акт художественного идеализма эпохи авангарда» находился в Монино, в филиале Центрального музея Вооруженных сил РФ, и демонстрировался в ангаре наряду с прочей военной техникой. В прошлом году Третьяковская галерея вступила в переговоры с руководством Центрального музея ВВС о выдаче махолета для экспонирования в постоянной экспозиции в окружении других произведений Владимира Татлина, увенчавшиеся успехом. Галерея взяла на себя обязательство предварительно провести научные исследования, комплексную реставрацию памятника и профилактические работы по его обеспыливанию. Информацию и детали возвращения к жизни памятника русского авангарда можно будет узнать 9 декабря во время круглого стола в ЗИЛАРТ Холле «из первых рук» — от директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой и Ирины Прониной, научного сотрудника отдела живописи ХХ века Третьяковской галереи.