Имя Семирадского (1843–1902) гарантирует успех любой выставке. Тут же еще на носу и юбилей — 175 лет со дня рождения волшебника кисти и баловня фортуны, поляка, получившего образование в Петербурге. Первое же масштабное полотно Генриха Ипполитовича Семирадского «Римская оргия блестящих времен цезаризма», выставленное в Академии художеств, приобрел наследник-цесаревич. «Немного игривое содержание» картины привлекло будущего Александра III, занятого формированием коллекции, легшей в основу музея его имени.

Но и к религиозным, библейским сюжетам представитель позднего академизма обращался неоднократно, и тому множество примеров, в том числе полотна «Христос у Марфы и Марии», «Христос и грешница». Для Храма Христа Спасителя Семирадский выполнил четыре картины на тему жития Св. Александра Невского. На выставке в Русском музее впервые перед публикой и даже специалистами предстанут три академических эскиза мастера — «Страшный суд», «Гибель Содома» и «Избиение младенцев».

Академик и профессор Петербургской академии художеств, Академий живописи Рима, Турина, Берлина, Стокгольма и Французской академии изящных искусств, Семирадский предпочитал жить в столице Италии и вдохновенно работать в мастерской на вилле. Фантастический фурор произвела «Фрина на празднике Посейдона», показанная художником на Всемирной выставке в Париже. И вновь пронизанную светом и чувственностью работу приобретает Александр III, дразня критиков и недоброжелателей. Разумеется, полотно займет центральное место в экспозиции, где, помимо произведений Семирадского, будут показаны работы живописцев и скульпторов, связанных с деятельностью колонии художников в Риме во второй половине XIX века: Марка Антокольского, Степана Бакаловича, Владимира Беклемишева, Михаила Боткина, Федора Бронникова, Николая Лаверецкого, Александра Риццони, Александра и Павла Сведомских, Василия Смирнова, Павла Чистякова.

Семирадский продолжает волновать и современных коллекционеров. В 2011 году на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке одно из четырех авторских повторений картины «Танец среди мечей» (главная версия висит в Третьяковке) ушло за $1,8 млн. Еще один вариант «Танца», наименьшего формата, тот же аукционный дом намеревался продать уже в будущий вторник в Лондоне, но после заявления министра культуры Польши о том, что вещь была незаконно вывезена из страны в 1953 году и с тех пор находится в розыске, снял с торгов.

Г. И. Семирадский
«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»
1889

Г. И. Семирадский 
«Танец среди мечей»

1881

Г. И. Семирадский
«Христос у Марфы и Марии»
1886

Ф. A. Бронников
«Улица итальянского города»
последняя четверть XIX века