В московском Гостином дворе 9 сентября завершилась арт-ярмарка Cosmoscow. В ней участвовали 70 галерей из десяти стран, но наибольшее количество дилеров традиционно представляли Москву и Санкт-Петербург. В этом сезоне ярмарка не досчиталась крупнейшего столичного участника — галереи OVCHARENKO (экс-«Риджина»), также представляющей аукционный дом Vladey. 

«У нас грандиозные планы — уникальный аукцион VLADEY THE MOSCOW TIMES, тщательно отобранные 32 работы музейного уровня. Лучшее из лучшего. Мы готовили похожую экспозицию для Cosmoscow, но не нашли общего языка с руководством, нам было заявлено, что у них миссия, а мы ждем от ярмарки ясного позиционирования и грамотного сервиса», — рассказал владелец галереи Владимир Овчаренко.  

ARTANDHOUSES узнал мнения и других галеристов, поучаствовавших в ярмарке, расспросив их об общих впечатлениях и уровне продаж в этом году.

Екатерина Ираги

Galerie Iragui

www.iragui.com

Общее впечатление неплохое, а атмосфера понравилась намного больше, чем в прошлом году — наша публика растет! Понравились дискуссии, присутствие региональных галерей и отсутствие аукционов.

На стенде были выставлены всего две работы — новая живопись Александра Виноградова (она стоит €35 000, и за нее торг еще продолжается) и видео Ольги Чернышевой «Прерывание сердца. Посвящение Федотову» (€12 000), которое хотят сразу несколько институций. Видео мы поместили в отдельной «комнате» и — я была в шоке! — многие досматривали его до конца, а не убегали сразу. Также мы продали рисунок Ольги Чернышевой в коллекцию Даниэля и Флоранс Герлен, а еще один — незнакомому гостю-иностранцу.

Александр Виноградов
«Без названия»
2017
© Alexander Vinogradov & Galerie Iragui


Алена Курмашева

сооснователь галереи Osnova

osnovagallery.ru

Ярмарка этого года оказалась для нас самой успешной — мы познакомились с новыми коллекционерами и, в принципе, с интересными людьми. Самая дорогая проданная работа на нашем стенде — живопись Хеннинга Штрассбургера за €15 000. 

Также нам было очень приятно выиграть в номинации «Лучший стенд». Этот приз мы разделили с воронежской галереей «Х.Л.А.М.». Ярмарка развивается, привлекает международных экспертов, в том числе Карлоса Дюрана, патронов Центра Помпиду. Чувствуется рост и большая заинтересованность людей.

Ян Гинзбург
«В номере люкс»
2017
© Автор и галерея Osnova


Наталья Литвинская

Центр фотографии имени братьев Люмьер

www.lumiere.ru

В этом году выставленное на стендах искусство слабее, чем в прошлом. Посетителей стало гораздо больше, что, впрочем, никак не отразилось на финансовых результатах. Мы продали две работы — Стива Шапиро и Эллиотта Эрвитта, — на 1,2 миллиона рублей; еще две зарезервированы. Ярмарку, похоже, делают для продажи билетов в День города — никто из потенциальных клиентов в центр в этот день не поедет. 

Говард Шатц
«Паскаль ЛеРой 1, балет Смуина, Сан-Франциско, февраль 1997»
1997
© Галерея имени братьев Люмьер


Екатерина Агошкова

ARTIS Gallery

artisgallery.ru

Мы впервые участвовали в ярмарке, и впечатления у нас сплошь позитивные. Мы получили замечательные отзывы по стенду и массу контактов. На данный момент продано более семи работ Дарьи Неретиной и Федоры Акимовой. Среди покупателей оказались в числе прочих медийные личности и иностранные дипломаты.  Стоимость работ варьировалась от $500 до $2000. Общие продажи составили $7000. 

Впрочем, об итогах судить пока рано — часть произведений зарезервирована и ожидает своих клиентов уже в галерее. Отмечаем также положительный эффект для продаж в галерее: за выходные, в течение которых проходила ярмарка, там продались две работы из коллекции, пять зарезервированы.

Дарья Неретина
«Лаборатория»
2014
© ARTIS Gallery


Ольга Темникова

Temnikova & Kasela Gallery

temnikova.ee

Cosmoscow порадовала публикой и уровнем ее подготовки. Если сравнить с моей первой московский ярмаркой в 2011 году, то это небо и земля. И интенсивная образовательная программа продолжает закладывать основательную базу для будущего. Жаль, я не посетитель — очень бы хотелось провести на этом празднике искусства несколько познавательных дней. Есть ощущение, что коллеги довольны — это для меня самое важное, как для галериста.

Что касается продаж, то пока рано говорить о финальных цифрах, но мы окупили своё участие, продали произведения незнакомым людям и довольны. В списке продаж — графика Ольги Чернышевой (предлагалась галереей по €4500. — Примеч. ARTANDHOUSES), работы Марко Мяэтамма, Криса Лемсалу.

Яан Тоомик
«Аction II»
2015
© Яан Тоомик, Temnikova & Kasela gallery


Любовь Агафонова

Галерея «Веллум»

vellum.ru

Галерея впервые принимала участие в ярмарке Cosmoscow, и впечатления у нас очень хорошие. Мне есть с чем сравнивать, и я могу отметить профессиональную организацию ярмарки. Посетителей было много (им не помешал День города, перекрытия в центре и проблемы с парковкой), и они реально покупали. Я была рада увидеть, что коллекция работ художников-шестидесятников вызвала очень активный интерес гостей. Так что хочу поздравить Маргариту Пушкину и команду ярмарки с успехом и планирую принять участие в Cosmoscow в следующем году.

Анатолий Зверев
«Портерт Людмилы Берлинской»
1976
Courtesy of Vellum Gallery


Михаил Овчаренко

Галерея Lazy Mike

lazymike.art

Мы довольны участием в ярмарке. С каждым годом виден рост уровня участников и усиливающийся интерес людей к искусству. И мы рады принимать в ней участие. Мы распродали практически всю серию работ (33 штуки)  Паруйра Давтяна «Элементарии» (цена одной работы €1200), за исключением тех двух, что решили оставить в собственной коллекции.

Следующей весной нас ждет непростая задача — собрать эти работы для персональной выставки художника в Музее архитектуры имени Щусева. Также было продано три работы немецкого художника Дэниеля Лергона в диапазоне €7000-15 000. Еще две на резерве.

Дэниэл Лергон
«Без названия»
2017
© Daniel Lergon, Courtesy Lazy Mike


Ксения Подойницына

Галерея «21»

www.gallery-21.ru

Общее впечатление хорошее. Всё больше приходит подготовленных людей, готовых покупать современное искусство. Охотнее, конечно, покупают работы до €2000-3000.

Из проданного на ярмарке — несколько новых живописных работ Елены Ковылиной из серии «Морковь культурная» (от €600 до €2900). На резерве — крупное полотно Владимира Дубосарского из серии «В мире животных» (€35 000).

Елена Ковылина
«Абрикосы»
из серии «Морковь культурная»
2018


Мария Толстая

Галерея Jart

www.jart-gallery.ru

Для галереи Jart вчера завершилась первая ярмарка Cosmoscow. Мы показали новый проект Павла Отдельнова «Психозойская эра» (одна из работ зарезервирована известным коллекционером за €12 000) и ретроспективу работ Ильи Трушевского (проданы за €1000 и €600), объединив представленные произведения темой геоиндустриальной эстетики. Нам очень понравилась организация ярмарки, и я благодарю сотрудников ярмарки за оперативное решение всех вопросов, которые у нас возникали.

В целом ярмарка оправдала наши ожидания. Наша галерея только начинает работу с современным искусством, поэтому участие в такой крупной ярмарке дало нам невероятные эмоции, вдохновение и уверенность в том, что мы на правильном пути. У меня состоялось несколько важных и интересных знакомств, которые, я уверена, перерастут в хорошее партнерство. Мы уже начали планировать наше участие в ярмарке в 2019 году.

Павел Отдельнов
«Нижнекамск. 55°34′43.32″N, 51°55′15.87″E»
2018
© Jart


Алина Пинская

Галерея Palisander

palisandergallery.com

Нам удалось построить интересный стенд. И по архитектуре, и по уровню выставленных предметов. Профессионалы, такие как Ольга Свиблова,  Шалва Бреус, Василий Церетели и другие мощные фигуры арт-рынка, произнесли много хороших слов в адрес нашего детища.

Публика выказывала живой интерес к хорошего уровня французской абстрактной живописи и предметам дизайна. Настоящим гвоздём программы стали скульптуры Игоря Шелковского и кресла Пьера Жаннере.

С коммерческой точки зрения ярмарка прошла успешно. Цены на предметы дизайна и искусства на стенде галереи варьировались от €1200 до €66 000.

Жан Миотт
«Композиция»
1961
Courtesy of Palisander Gallery


Полина Аскери

Askeri Gallery

askerigallery.com

Мы второй раз участвуем в Cosmoscow, и в этом году наш стенд сработал еще успешнее. В первый день мы продали несколько работ, что очень хороший показатель. День города, совпавший со временем работы ярмарки, не позволил многим доехать до центра, но зато посетители ярмарки сделали огромное количество постов в соцсетях с работами наших художников. Поэтому в целом мы очень довольны результатами.

В ходе ярмарки были проданы пять работ Глеба Скубачевского: четыре скульптурные композиции среднего формата по $3000 и одна почти двухметровая напольная скульптура, сделанная специально к ярмарке, — она куплена коллекционерами для загородного дома. Зарезервированы и работы Питера Опхайма из США — два живописных полотна ($10 000–15 000) и панно из 100 фигурок ($24 000).

Питер Опхайм
Askeri Gallery


Сергей Гущин

Fragment Gallery

fragmentgallery.com

По опыту могу сказать, что полноценно итоги ярмарки можно будет подвести через месяц, но сейчас уже есть первые. В этом году мы снова решили представить на стенде работы Ильи Федотова-Федорова и Алексея Мартинса. Результат превзошел наши ожидания — интерес к этим художникам сейчас очень большой; возможно, это связано с тем, что недавно их работы вошли в коллекцию Третьяковской галереи.

За дни ярмарки были куплены пять работ по цене от €1500–4500. И еще несколько находятся на резерве. Также на стенде мы представляли мою книгу «Современное искусство и как перестать его бояться» (выпущена издательством АСТ, написана в соавторстве с художником и журналистом Александром Щуренковым), которая вызвала настоящий ажиотаж у посетителей ярмарки.

Илья Федотов-Федоров
«Оторванные частицы грибницы»
2018
© Fragment Gallery


Сергей Гридчин

«Гридчинхолл»

gridchinhall.gallery

Ярмарка выполняет несколько функций, и коммерческая тут не самая главная. Но важная, конечно. В нашем случае ярмарка превращается в форум, место встречи с коллегами и зрителями… Где и как еще мы можем встретиться? А возможность показать целый проект Владимира Грига и немедленно получить отклик? 

Было очень интересно посмотреть на аудиторию. Их оказалось несколько:

— Самая обеспеченная. Ищет искусство, соответствующее их кошельку и статусу. И не находит. 

— Аудитория с кошельком потоньше. Покупать готова, но, переводя евро в рубли, говорит: «Эх!» — и уходит зарабатывать. 

Весь наш стенд был посвящен одному художнику — Владимиру Григу. Несколько продаж есть и, полагаю, еще последуют. Спасибо организаторам Маргарите Пушкиной, Наталье Шинкаренко и всей команде Cosmoscow.

Владимир Григ
«Bibliothek» (фрагмент)
2018
© Собственность автора