В Музее Уитни проходит крупнейшая выставка «Энди Уорхол: от А до Б и обратно». И хотя искусство короля поп-арта регулярно показывают на аукционах, в галереях и сборных экспозициях, таких масштабных ретроспектив не было больше тридцати лет. Почти 350 работ собрали в экспозиции, чтобы по-новому взглянуть на уорхоловскую классику.
Страшно представить, но в этом году вечно молодому Энди исполнилось бы 90 лет! Кажется, что мы живем в мире, созданном Уорхолом, — придуманная им поп-эстетика до сих пор окружает нас буквально повсюду. Он был первым настоящим художником нашего времени, поженившим навек искусство и PR. И, как настоящий медиум, уловил не только суть своего времени, но и будущее: именно Уорхол обещал каждому 15 минут славы, и в век соцсетей каждый может насладиться ею.
Куратор выставки Донна Де Сальво впервые показала нетипичный портрет Уорхола, добавив в радужный образ главного поп-артиста изрядную долю драмы. Уорхол — не только баловень судьбы и художник-менеджер, но просто человек со всеми своими надеждами, страхами и комплексами — так, очевидно, показан впервые. На выставке можно увидеть не только хорошо знакомые работы: иконостас из портретов звезд и канонические символы общества потребления — Coca-Cola или томатный суп Campbell, но и те, что обычно остаются за кадром.
В экспозиции прочерчена линия жизни художника, чья американская мечта сбылась. Это история того, как выходец из католической семьи, сын эмигранта, открытый гей, стал художником номер один в мире. Здесь есть рисунок его матери — очаровательный котик. Простая набожная женщина родом из словацкого села говорила по-английски так, что даже родной сын ее не понимал. Подчеркивается восхищение Уорхола эстетикой византийско-католической церкви: его портреты знаменитостей действительно были иконами новой религии — массовой культуры. Маленький портрет Мэрилин Монро в тондо на золотом фоне — первый из серии будущих шедевров. Здесь показаны его ранние эротические рисунки и видео. А кроме того, рядом с портретами селебритис — портреты нищей богемы из клубов Манхеттена, тех, кто жил быстро и умер молодым.
Поздние работы Уорхола также выбиваются из его «золотого периода». После того, как в него стреляла психопатка-феминистка Валери Соланж, его начинает занимать тема жизни и смерти. Разноцветные черепа стали современным вариантом vanitas, жанра натюрморта, напоминавшего о быстротечности жизни.
Заканчивает выставку картина «63 белых Моны Лизы» более 7 м длиной — настоящий реквием в красках. Поп-артист Уорхол здесь превращается в абстракциониста — множественные изображения Джоконды в черно-белой гамме едва различимы.