В Музее Уитни проходит крупнейшая выставка «Энди Уорхол: от А до Б и обратно». И хотя искусство короля поп-арта регулярно показывают на аукционах, в галереях и сборных экспозициях, таких масштабных ретроспектив не было больше тридцати лет. Почти 350 работ собрали в экспозиции, чтобы по-новому взглянуть на уорхоловскую классику.

Страшно представить, но в этом году вечно молодому Энди исполнилось бы 90 лет! Кажется, что мы живем в мире, созданном Уорхолом, — придуманная им поп-эстетика до сих пор окружает нас буквально повсюду. Он был первым настоящим художником нашего времени, поженившим навек искусство и PR. И, как настоящий медиум, уловил не только суть своего времени, но и будущее: именно Уорхол обещал каждому 15 минут славы, и в век соцсетей каждый может насладиться ею.

Куратор выставки Донна Де Сальво впервые показала нетипичный портрет Уорхола, добавив в радужный образ главного поп-артиста изрядную долю драмы. Уорхол — не только баловень судьбы и художник-менеджер, но просто человек со всеми своими надеждами, страхами и комплексами — так, очевидно, показан впервые. На выставке можно увидеть не только хорошо знакомые работы: иконостас из портретов звезд и канонические символы общества потребления — Coca-Cola или томатный суп Campbell, но и те, что обычно остаются за кадром.

Andy Warhol 
«Self-Portrait»
1964
The Art Institute of Chicago
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

В экспозиции прочерчена линия жизни художника, чья американская мечта сбылась. Это история того, как выходец из католической семьи, сын эмигранта, открытый гей, стал художником номер один в мире. Здесь есть рисунок его матери — очаровательный котик. Простая набожная женщина родом из словацкого села говорила по-английски так, что даже родной сын ее не понимал. Подчеркивается восхищение Уорхола эстетикой византийско-католической церкви: его портреты знаменитостей действительно были иконами новой религии — массовой культуры. Маленький портрет Мэрилин Монро в тондо на золотом фоне — первый из серии будущих шедевров. Здесь показаны его ранние эротические рисунки и видео. А кроме того, рядом с портретами селебритис — портреты нищей богемы из клубов Манхеттена, тех, кто жил быстро и умер молодым.

Поздние работы Уорхола также выбиваются из его «золотого периода». После того, как в него стреляла психопатка-феминистка Валери Соланж, его начинает занимать тема жизни и смерти. Разноцветные черепа стали современным вариантом vanitas, жанра натюрморта, напоминавшего о быстротечности жизни.

Заканчивает выставку картина «63 белых Моны Лизы» более 7 м длиной — настоящий реквием в красках. Поп-артист Уорхол здесь превращается в абстракциониста — множественные изображения Джоконды в черно-белой гамме едва различимы.

Andy Warhol
«Christine Jorgenson»
1956
Sammlung Froehlich, Leinfelden-Echterdingen, Germany
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol 
«Untitled / Hand in Pocket»
c. 1956
Collection of Mathew Wolf
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol
«Superman»
1961
Private collection
Courtesy of DC Comics. Superman © and ™ DC Comics. All rights reserved.
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol 
«Campbell’s Soup Can over Coke Bottle»
1962
The Brant Foundation, Greenwich, CT
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol
«Green Coca-Cola Bottles»
1962
Whitney Museum of American Art, New York
© 2018 The Andy Warhol Foundation for the visual Arts, Inc./ Artists Rights Society (ARS), N.Y.

Andy Warhol
«Before and After 4»
1962
Whitney Museum of American Art, New York
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol 
«Marilyn Diptych»
1962
Tate, London
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol
«Ethel Scull 36 Times»
1963
Whitney Museum of American Art, New York
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol 
«Flowers»
1964
The Art Institute of Chicago
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS), New York

Andy Warhol
«Big Electric Chair»
1967–1968
The Art Institute of Chicago
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS), New York

Andy Warhol
«Ladies and Gentlemen / Wilhelmina Ross»
1975
Fondation Louis Vuitton, Paris
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol
«Truman Capote»
1979
The Andy Warhol Museum, Pittsburgh
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol
«Rorschach»
1984
Whitney Museum of American Art, New York
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / Artists Rights Society (ARS) New York

Andy Warhol
«Elvis at Ferus»
1963
© 2018 The Andy Warhol Museum, Pittsburgh, PA, a museum of Carnegie Institute
All rights reserved

Andy Warhol
«Empire»
1964
© 2018 The Andy Warhol Museum, Pittsburgh, PA, a museum of Carnegie Institute
All rights reserved

Andy Warhol
«Edie Sedgwick»
1965
© 2018 The Andy Warhol Museum, Pittsburgh, PA, a museum of Carnegie Institute
All rights reserved

Andy Warhol
«Lupe»
1965
© 2018 The Andy Warhol Museum, Pittsburgh, PA, a museum of Carnegie Institute
All rights reserved

Andy Warhol
«Ari and Mario»
1966
© 2018 The Andy Warhol Museum, Pittsburgh, PA, a museum of Carnegie Institute
All rights reserved

Photograph by Ron Amstutz
© 2018 The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc.
Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York

Photograph by Ron Amstutz
© 2018 The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc.
Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York

Photograph by Ron Amstutz
© 2018 The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc.
Licensed by Artists Rights Society (ARS), New York