В Московском музее современного искусства недавно завершилась выставка «Трансформация сознания», посвященная художнику-абстракционисту Элию Белютину и его студии «Новая реальность» в Абрамцеве, существовавшей с 1958 по 1991 год. Выходцами из нее — белютинцами — стали, как утверждал сам ее идеолог, более трех тысяч человек. Им, ученикам художника, в большей степени и было отдано выставочное пространство музея. Самого Белютина Ольга Ускова, инициатор выставки, коллекционер, бизневумен (она президент Cognitive Technologies) и учредитель Фонда русского абстрактного искусства называет гениальным методистом, но не гениальным художником.

О своем собрании белютинцев, важности их наследия для мирового искусства, «Теории всеобщей контактности» и своем будущем музее Ольга Ускова рассказала ARTANDHOUSES.

Выставка в ММСИ — это первый крупный показ наследия белютинцев?

Нет. Пионером в этом деле был Русский музей в 2014 году, который за три месяца, в невероятные сроки, согласился принять выставку и дал нам хорошую площадку. За это им огромное спасибо!

Выставку инициировали вы и ваш фонд?

Да, мы приехали в Русский музей с этой темой, и вдруг там говорят: «Всё, вперед!» Это была для нас совершенно неожиданная реакция. Потому что параллельно мы заходили с этой идеей в Третьяковку, когда там еще было предыдущее руководство. Я счастлива назначением Зельфиры Трегуловой, потому что разговор с экс-директором (Ирина Лебедева.ARTANDHOUSES) я не забуду никогда. Для меня это был какой-то экскурс в косность мира искусства.

OlgaUskova_photoGennadyGrachev_ARTANDHOUSES3

Как тогда публика восприняла работы?

Тогда для нас это был эксперимент. Мы плохо себе представляли состояние общества и его готовность к восприятию этого феномена, этого искусства. Когда мы работали в Русском музее, мы работали вслепую. Во-первых, это Петербург, там меньше проходимость, даже несмотря на то, что это Русский музей. Поэтому мы сделали выставку без серьезных вложений. Но когда мы обнаружили очередь в интерактивные залы, причем не в первые дни, а в середине ее работы, это были для нас шок и радость! Было ощущение, что мы точно попали в состояние времени, состояние головы.

Что было в интерактивных залах?

Мы проводили тогда конкурсы. После просмотра экспозиции в последнем зале зрители собирали картины из магнитных элементов по методике Белютина. Пазлы были нарезаны в соответствии с его базовыми символами, и стояло задание, похожее на задание Белютина. Человек собирал картину на магнитной доске, фотографировал себя вместе с ней и отправлял в интернет. Экспертная группа выбирала наиболее соответствующие заданию и интересные картины. Качество этих картин было поразительное! Мы сохранили эту фотогалерею, и были победители. Хочу сказать, что те победители, которых отобрала искусствоведческая комиссия, и картины, которые понравились лично мне, отличались друг от друга. Но общее качество удивляло. Для меня эти картины — как раз эмоциональный результат просмотра экспозиции.

belutin_uskova5

Интерактивные мероприятия в Русском музее

Расскажите о методике Белютина.

Белютин был гениальным педагогом и методистом в первую очередь. Гениальный он с точки зрения мировой практики, и это не внутрироссийский феномен. Дело в том, что на текущий момент существует единственный труд «Теория всеобщей контактности». Этот труд содержит в себе и методику, и идеологию, и некоторый нейролингвистический подход. То есть это серьезная работа, связанная с технологией массовых коммуникаций, которую он использовал при работе с группой. Базовая книжка большая, порядка четырехсот страниц. Мы сейчас ее адаптировали и выпустили, на это ушло два года.

Белютин ставил перед собой довольно интересную задачу. Его основная идея была в том, что на базе существующей книги можно построить Академию современного искусства. Что тот подход, который исповедует существующая Академия художеств, устарел. Что страна изменилась, мир изменился, всё изменилось, а мы до сих пор как при Екатерине подходим к анализу и представлению того, что происходит. И что выращивание плеяды современных художников возможно по его методике работы с людьми, которые хотят творить в этой зоне.

belutin_uskova9

В. Зубарев
«Невеста»
1974

Эта работа с людьми распространялась только на художников?

Она распространялась на художников, но мы это двинули дальше. Поскольку он действительно очень глубокие вещи поднял. И это удивительно, потому что это 1950–60-е годы и теорий массовых коммуникаций и нейролингвистического программирования не было. Фактически Белютина можно отнести к основоположникам этих направлений.

Если брать ключевые факторы, то можно выделить несколько основных постулатов. Первое, что он говорил, что если вы хотите вытащить из человека гения, то есть открыть его сознание и вывести его в то, что у нас сейчас принято называть инновационным мышлением, то для этого надо задействовать определенные функции человеческого мозга, которые вызовут эмоциональный всплеск.

Второй момент — это массовость. Он говорил, что необходимо достигать кумулятивного эффекта. Это не преподаватель — ученик, это преподаватель — ученики. Чем больше группа, если правильно она выстроена, тем больше за счет конкурентности проявляется кумулятивный эффект энергетический, и люди достигают лучших результатов.

Третье. Он разработал систему для человека, только входящего в профессию: ему лучше дать некоторый конструктор, с которого он начинает, чтобы он сразу мог достигать определенных результатов при работе с этим конструктором. Потом, через какое-то время, он перейдет на свой собственный язык. И в базовой системе обучения на первых занятиях были отработаны на основе практик системы фигурных и цветовых обозначений, которые фактически легли в основу алфавита Белютина. И с начинающими в группе он работал на базе этого алфавита.

На выставке был сделан целый зал, который связан с тем, как выполнялись задания. Мы действительно пользовались некоторыми готовыми формами для передачи эмоционального окраса, объема, другого типа ощущений. Например, желтый цвет — грусть и т. д. Какие-то базовые вещи. И когда мы делали задание, то просто нарезали вот этот алфавит на магните, чтобы дать возможность человеку собрать из него некоторые высказывания. В этом смысле все такие хрестоматийные работы по белютинской методике содержат месседжи. Своего рода зашифрованные высказывания, которые все художники, которые работали с Белютиным, оставляли в своих полотнах. Обязательно есть некоторая вполне фактурная вещь — глаз или кусочек ноги, или еще что-то, от которого дальше разворачивается всё высказывание в картине. Это позволяло дать направление движения и начать разговор. Предметика, которая присутствует в кусочке картины, — это приглашение к началу разговора для неподготовленного зрителя.

belutin_uskova7

В.Зубарев
«Гуляка. Олег Сатаев»
1972

То есть методика Белютина предлагает некий формат…

Формат самореализации. Это очень важный момент. Это ключевой момент, а также то, почему это сейчас безумно интересно и почему это собрало около двухсот человек его учеников.

Тридцать лет, двести человек — студия существовала вплоть до 1992 года, то есть функционировала постоянно. Какое-то количество людей еще живы. Я старалась их объехать, потому что серьезно пыталась разобраться во всей этой истории. Приезжаешь к человеку: старый, больной, небогатый, как правило; как у всех художников, что-то дома — сын спился или какие-то семейные истории. Но видишь — сидит счастливый человек. С ним разговариваешь и понимаешь, в чем дело, в чем счастье — он реализовался. Он вытащил из себя максимум. Этот максимум его удовлетворил. Он уверен в том, что сделал. То есть в этом смысле теория Белютина работает как тренинг самореализации.

В мир белютинцев вы вошли, кажется, в 2012 году?

Да. Это произошло случайно. У меня есть приятель, который в тот момент возглавлял крупную структуру, и у него был день рождения. Что дарить человеку, у которого всё есть? На аукционе в Европе я купила картину вполне приличного автора с известной фамилией. И привезла пафосно дарить… Смотрю, а он как-то очень сдержанно реагирует. «Ты чего?» — спрашиваю. А он человек интеллигентный, тихо так говорит: «Ты просто не знаешь, что такое современное искусство. Поехали, я тебе покажу кое-что».

И привез нас с мужем в Абрамцево, в поселок художников, на дачу, где была студия Белютина. Вынес, прислонил к соснам во дворе несколько картин, сказал: «Посмотри, а мы пойдем чайку попьем».

Я села перед картинами, смотрела, и меня пробило так, что слезы потекли. Ну, думаю, всякое бывает. Уехали, две недели не отпускает. Что делает человек, когда его не отпускает две недели и с деньгами? Ищет, где бы себе купить. Спросила фамилии художников — помню, это были Зубарев, Грибков и Преображенская. Поняла, что друг свои не отдаст. И начала в интернете искать, кто ими занимается. И вышла на коллекционера Самвела Оганесяна. Я к нему приехала. Всё как всегда: картины хранятся в рулонах на балконе и в шкафах, вся квартира ими завалена. Он сорок лет коллекционировал только белютинцев, дружил с самим Элием Белютиным. Я тогда купила у него несколько картин, повесила дома. Пока покупала, он мне рассказывал их историю, мне стало интересно. Мы с ним просто год дружили. Я что-то еще у него докупала, было безумно интересно.

И вдруг у него диагноз — рак желудка скоротечный в четвертой стадии. Резкий диагноз. И он продал мне часть картин, поехал лечиться в Америку. Неудачно получилось. Через полтора месяца вернулся уже прощаться.

И он меня пригласил, сказал, что разговаривал с семьей, и они сказали, что не будут заниматься коллекцией. Я, говорит, тебе готов продать за хорошую цену всё вместе, но при условии, что ты будешь заниматься этим делом.

OlgaUskova_photoGennadyGrachev_ARTANDHOUSES2

Сразу решились?

Нет, не сразу. Я понимала, что это обязательство. И вопрос не в стартовой цене, а в объеме. Я не специалист, у меня не было знающих людей под рукой. То есть это не мой бизнес. Я посоветовалась с мужем. Он ответил, что я бы тебе сказал нет, но такое стечение обстоятельств, что может судьба считает, что это твои социальные обязательства.

Сколько работ было в собрании?

Больше тысячи.

И что вы с ними сделали?

Тут же приобрела искусствоведа.

У вас тогда уже созрела модель будущего этой коллекции?

У меня есть несколько уровней этой модели. Первый уровень — сам Белютин и ученики, уникальное явление в истории мировой культуры. Это драйв, начало 1960-х и формат группового творчества. Нет такого эксперимента в арт-мире, когда работала группа по единой методике. И группа дала такое количество результатов. С этим согласны все. И это достойно изучения и отмечания в истории искусств. В этом смысле это национальная история, как бы кто ни относился к Белютину. Его по-разному называют. И тема секты присутствует. И тирана. И характер у него был отвратительный. И картины своих учеников-художников выдавал за свои, ставил на них свою подпись. Но я даже не хочу это анализировать, потому что я лично его не знала, а всё остальное — сплетни.

И это важно для России — обозначить место в этот период. Потому что место в начале ХХ века обозначено. Кандинский стоит на правильном пьедестале. А в 1960-е нас изображают медведями, а это не так. И одна из моих задач — восстановление справедливого места России в истории современного искусства. Это было то, на чем я завелась.

Фонд русского абстрактного искусства был создан для этого?

Да. Когда я создала структуру, я считала, что это миссия и задача фонда. Дальше — это узкая миссия. И она носит слишком наджизненный характер.

Второй уровень — есть сама коллекция как собрание артефактов и продолжение этой истории с точки зрения работы уже с современными художниками. Остались ученики учеников, некоторые безумно интересны. Сейчас мы проводим мастер-классы по методике уже с целым рядом изменений.

И третий вопрос — это, конечно, капитализация всего этого дела. За четыре года цены выросли, но до потолка еще далеко. Зубарева можно было купить тогда за десять тысяч долларов, а сейчас — от пятидесяти до ста тысяч. По Грибкову такая же картина. Я считаю, что через тридцать лет они будут стоить миллион.

belutin_uskova10

В. Зубарев
«Любовь земная»
1977

Как вообще складывается рынок этих художников? Всё-таки они всё еще пребывают в некоей маргинальной зоне, в отличие, например, от нонконформистов и концептуалистов, которые много лет уже активно выставляются и принимают участие в международных аукционах.

Эти уже тоже принимают участие в международных аукционах. Не так активно, но они уже там есть. Это не мы их выставляем, мы не продаем вообще.

История вообще с этим направлением такая: было несколько масштабных разграблений наследия белютинцев. Вот почему картины возникли на аукционах, чаще внесистемные работы. В 1991 году была большая их выставка в Москве, когда первый раз выставили неофициальных художников во Дворце молодежи. Тогда ее рванули американцы смотреть, и вообще всё, что «плохо лежит», потому что всё искусство наше лежало практически даром. И белютинцев, причем сам Белютин тогда был жив, собрали американские товарищи и сказали, что вы нас очень интересуете, давайте мы вам сделаем большую выездную выставку по городам Америки. Тогда только открылся «железный занавес», и девяносто две лучшие работы уехали в США и не вернулись.

Те художники, которые живы, дали нам фотографии тех работ. Десять мы нашли, они в частных коллекциях. Одна в собрании канадских дипломатов, вторая в официальном музее в Чикаго, другие нашли по частным коллекциям.

Белютин еще и приторговывал работами учеников сам — например, с итальянцами у него шла очень активная торговля. Так что в 1990-е разошлось достаточно большое количество работ по миру. Одна работа есть в Центре Помпиду, две — в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.

А самого Белютина у вас есть работы?

Да, но немного.

То есть его искусство вас не тронуло?

Это довольно распространенная вещь. Учитель, методист — отдельная профессия. Он не обязан сам хорошо что-то делать. Гениальный методист не значит, что гениальный художник. Это мое мнение. Я очень чувствительный человек в смысле энергии. Когда много работаешь с людьми, вопрос взаимообмена энергией — негативной, положительной — очень важен. Любой контакт происходит в первые три секунды. Смотришь в глаза — и уже судьба переговоров определена. Это у меня выражается, в частности, в реакции на искусство. Картина может отдавать энергию, может забирать. Картины белютинцев — консерванты энергии. Поскольку создавались они без материальной заинтересованности, он разгонял их именно в сторону соревнования, самореализации, они пытались выложить кишки на полотно для того, чтобы получилось. И ты начинаешь с этим общаться, и эта энергия начинает в тебя входить. А когда вы идете смотреть на чучело маринованной акулы, сопровождающейся слухами о чеке в двадцать миллионов долларов, то вы обнаруживаете хорошую сделку, и вас разгоняет на потребление, то есть на забор у вас энергии. Вы начинаете думать о том, что из пятидесяти тысяч долларов сделал два миллиона, из двух миллионов потом еще сколько-то…

Оценивали свою коллекцию?

Я не оценивала, потому что я точно не собираюсь ничего продавать сейчас, ни одной работы, самой почеркушечной. Меня интересует сейчас коллекция целиком.

Покупать еще собираетесь?

Мы докупаем, да.

Дома много работ из коллекции висит?

Дома — да. Для меня это важный момент. И спальная, и гостиная — всё увешано. У меня с картинами какие-то отношения, диалоги, я их меняю иногда.

Слышал, что вы в следующем году собираетесь открывать музей.

Да, мы купили здание, такое интересное, конструктивистское. Будет постоянная музейная часть и офисная. Мы год получали разрешение от департамента культуры на реставрацию, сейчас начинаем ремонт. Это почти в центре города, но точный адрес пока не скажу.