Ведущая ярмарка искусства TEFAF в этом году пройдет в Маастрихте с 10 по 18 марта с участием 275 галерей со всего мира. Несмотря на постепенный приток галерей, специализирующихся на современном искусстве, свой основной фокус смотр продолжает удерживать на антиквариате. И именно здесь нередко случаются «премьеры» работ старых мастеров, мебели и декоративно-прикладного искусства XV–XIX веков, недавно найденных или давно не появлявшихся на рынке. В преддверии ярмарки ARTANDHOUSES выбрал 15 редкостей, которые могут стать украшением любого музея.
Филиппино Липпи. «Святой Альбинус и Святой Бернард», 1496 г.
Kollenburg Antiquairs
Как раз к числу недавно обнаруженных вещей относится эта небольшая картина, написанная гением Возрождения Филиппино Липпи для алтарного придела флорентийской церкви San Donato agli Scopeti. Любопытно, что место для этой работы изначально было предназначено работе Леонардо «Поклонение волхвов», но мастер картину не закончил, и спустя пятнадцать лет монахи заказали картину Липпи. В середине XVII века произведение Леонардо кардинал Карло де Медичи передал Галерее Уффици, а работа Липпи переходила из рук в руки после разрушения церкви и не появлялась в открытом доступе с 1901 года.
Пабло Рейносо. «Соло-скамейка», 2017 г.
Galerie Flore
Наряду с современным искусством на ярмарку всё больше проникает и дизайн недавнего времени. В этом сезоне, например, франко-аргентинский дизайнер Пабло Рейносо представит здесь свое последнее творение из известной серии «Скамейки-спагетти», которую он начал еще в 2006 году. «Соло-скамейка» больше похожа на динамичную скульптуру и выполнена, в отличие от первых вещей серии, из металла.
Лука Джордано. «Аполлон и Марсий», вторая четверть XVII в.
Colnaghi
Старейшая в мире лондонская галерея представит работу Луки Джордано, одного их самых плодовитых и известных итальянских маньеристов своего времени, успевшего поработать при королевских дворах едва ли не всей Европы. У этого крупного полотна (125×180 см) приличный провенанс — среди множества выставок, в которых оно участвовало, последняя проходила в неаполитанском музее Каподимонте.
Михаил Перхин. Запонки и броши, 1890-е гг.
A La Vieille Russie
Нью-йоркская галерея A La Vieille Russie — одни из самых известных торговцев произведениями Фаберже и русского декоративно-прикладного и ювелирного искусства. В этом сезоне галеристы не изменили себе и привезли ряд драгоценных во всех смыслах работ прославленного Михаила Перхина, выполненных из золота, бриллиантов и других драгоценных камней в конце позапрошлого века.
Борис Кустодиев. «Портрет графа Алексея Павловича Игнатьева», 1902 г.
Antiquities Alberto Di Castro
Эта работа — подготовительный этюд к, вероятно, самой большой (400х877 см) картине Ильи Репина с не менее большим названием «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». К работе над монументальным полотном, начавшейся в 1901 году, мэтр привлек и своих талантливых учеников, среди которых был Кустодиев. В задачи последнего входила прорисовка ряда фигур участников Госсовета. Многие такие персональные портреты, выполненные Репиным и учениками, сегодня демонстрируются вместе с самой картиной в Русском музее, еще несколько хранятся в собрании Третьяковской галереи. А этот портрет, демонстрировавшийся с несколькими другими в павильоне России на Венецианской биеннале 1907 года, поступил на продажу из частной римской коллекции.
Лука Синьорелли. «Царь Давид», около 1502–1512 гг.
Galerie G.Sarti
Парижская Galerie G.Sarti раздобыла редкого художника эпохи Возрождения Луку Синьорелли. Ученик Пьеро делла Франчески, вдохновивший Микеланджело на создание «Страшного суда», больше известен монументальными фресками, в том числе в Ватикане, чем отдельными произведениями. В российских музеях его работ попросту нет, а эта происходит из старинного французского собрания.
Филипп Вольферс. Подвеска, 1901–1902 гг.
Epoque Fine Jewels
Epoque Fine Jewels — одна из самых известных в мире галерей, занимающихся антикварными и винтажными драгоценностями. После январской BRAFA в Брюсселе, где одним из хитов их стенда было украшение Рене Лалика, в Маастрихте дилеры вновь выставляют эпоху ар-нуво с лучшими ее представителями. На этот раз одним из главных объектов станет подвеска бельгийского ювелира Филиппа Вольферса из золота и драгоценных камней.
Герард Терборх. «Портрет Питера де Граеффа», 1674 г.
Douwes Fine Art
Амстердамская галерея привезла работу одного из лучших портретистов и мастеров жанровой живописи Золотого века голландской живописи Герарда Терборха. Картина долго путешествовала по частным коллекциям и даже побывала в Кейптауне. С 1970-х она хранилась в частном немецком собрании.
Ян Стен. «Алхимик», 1668 г.
Daxer & Marschall Kunsthandels
Работу еще одного знаменитого голландского мастера Золотого века Яна Стена на TEFAF привезли мюнхенские антиквары. Подписанное и датированное автором произведение хорошо известно специалистам и не раз выставлялось — например, в Королевской академии художеств в Лондоне и Museum Boijmans Van Beuningen в Роттердаме.
Уоллес Чан. Брошь «Любовная сказка», 2017 г.
Wallace Chan
В отличие от Парижской биеннале, организаторы ярмарки в Маастрихте с ювелирными домами не ссорились, и те по-прежнему представляют драгоценности Haute Joaillerie на стендах TEFAF. Один из самых ярких наших современников-экспонентов, к которому стоят очереди из клиентов со всего света, китаец Уоллес Чан среди уникальных сокровищ выставляет и такую фантазийную скульптурную брошь из жадеита и разноцветных бриллиантов.
Пьер Шаро. Игровой стол «Handkerchief», 1926 г.
L’Arc en Seine
Сразу несколькими вещами представлен на стенде парижских маршанов L’Arc en Seine знаменитый французский архитектор, декоратор и дизайнер эпохи ар-деко Пьер Шаро. Среди его объектов — такой игровой столик из красного дерева 1926 года, созданный в единственном экземпляре.
Пьер-Филипп Томир. Ваза-канделябр, 1810–1815 гг.
Richard Redding Antiques Ltd
Любимца русского императорского дома французского скульптора-бронзовщика Пьер-Филиппа Томира выставляют швейцарцы Richard Redding Antiques Ltd. Его шедевры — часы и парадные столовые сервизы — сегодня украшают не один музей мира, в том числе Эрмитаж и Лувр. А в Маастрихте один из центральных экспонатов, вышедших из томировской мастерской, — эта ваза-канделябр из позолоченной бронзы.
Луиза Буржуа. «Quarantania», 1947–1953 гг.
Gana Art
Эта огромная двухметровая скульптура легендарной Луизы Буржуа была приобретена еще при жизни художницы Crystal Bridges Museum of American Art в Бентонвилле, штат Арканзас. В 2007 году музей был вынужден расстаться с частью работ, в том числе и со скульптурой Буржуа, которая была продана на торгах Christie’s почти за $2 млн. Сегодня бронзовую скульптуру можно купить в Маастрихте.
Ив Кляйн. «ANT SU 5», 1962 г.
M&L Fine Art
Работа Ива Кляйна из его знаменитого перформанса с обнаженными моделями, обмазанными запатентованным художником синим цветом International Klein Blue и прикладывавшимися к пустым холстам, происходит из собрания не менее известной личности — французской актрисы Кароль Буке. А в прошлом и позапрошлом годах полотно участвовало в ретроспективе Кляйна в Tate Liverpool и брюссельском Центре Bozar.
Фернан Леже. «Открытка», 1932 г.
Waterhouse & Dodd
Своих «открыток» модернист Фернан Леже написал несколько десятков — все были разного размера, но на всех присутствовала пара девушек, цветы и фрукты. Одна из таких картин сегодня хранится в Эрмитаже (это был подарок Сталину от учеников художника-коммуниста), другая будет продаваться в Париже на торгах Sotheby’s 23 марта с эстимейтом €1–1,5 млн. Выставленное на TEFAF небольшое полотно (46×33 см) включено в каталог-резоне художника, а сегодня актуально как никогда — в эти дни проходит большая ретроспектива Леже в Центре Bozar в Брюсселе.