Центр искусств BOZAR в Брюсселе 29 марта открывает монографическую экспозицию «Ив Кляйн. Театр Пустоты», посвященную одному из основоположников жанра перформанса и человеку, узурпировавшему цвет.
За свою короткую яркую жизнь Кляйн (1928–1962) успел перевернуть мир современного искусства, повлиять на современников по обе стороны океана и оставить наследие, ссылки на которое дают художники и сегодня, более полувека спустя. Он делал картины и скульптуры, работы в области театра и музыки, радикальные эксперименты в архитектуре и, конечно, перформансы (один из самых знаменитых — с обнаженными моделями, обмазанными его запатентованным синим цветом International Klein Blue, IKB, и прикладывавшимися телами к холстам и бумаге), ставшие каноническими образцами в истории искусства.
Но именно цвет сделался его главной областью исследования, его страстью, выражением его представления о духовной бесконечности. По легенде, молодой художник, чья юность прошла под лазурным небом на юге Франции, смог найти себе мастерскую в Париже лишь в подвале и для того, чтобы не впасть в депрессию, выкрасил потолок синим цветом. Так начались его поиски собственного, идеального цвета, который выражал бы абсолютную нематериальность и бесконечное пространство.
В экспозицию «Ив Кляйн. Театр Пустоты» войдут более тридцати масштабных работ, включая монохромные полотна и объекты — те самые холсты с отпечатками тел, сделанные во время перформансов, и его «огненная» живопись с обожженными фрагментами. Кроме того, в BOZAR покажут архивные фотоматериалы и вещи художника.