Сразу двумя выставками Бориса Кустодиева, самого «народного» из всех русских классиков живописи, в Москве отмечают его 140-летний юбилей. В День Святого Валентина закончит свою работу экспозиция в Мультимедиа Арт Музее, сфокусированная на архивных снимках, а уже 17 февраля эстафету подхватит музей «Новый Иерусалим» в Истре с выставкой «Венец земного цвета».
Имя Кустодиева традиционно связывают с русским купечеством и даже называют его «живописателем купеческой жизни». Именно с образами розовотелых румяных дам за самоваром или в бане, народных сельских гуляний и ярмарок ассоциируется его живопись у среднестатистического зрителя. И, конечно, с неожиданным и выбивающимся из этого приторно-карамельного ряда «Большевиком» из собрания Третьяковской галереи, написанным спустя три года после революции и ставшим полотном-осмыслением тревожных (особенно для прикованного к постели художника) событий. Впрочем, эта «аллегория нового времени», проехавшаяся по мировым музеям в прошлом году, останется в столице, а в Истре покажут как раз народные купеческие сюжеты и портреты, еще один излюбленный кустодиевский жанр.
В экспозицию в «Новом Иерусалиме» войдут более шестидесяти картин разного времени, собранных из государственных и частных собраний со всей России. Флагманом здесь выступит петербургский Русский музей, где хранится самое крупное у нас собрание работ Кустодиева. Оттуда приедут и его знаменитая «Масленица», и «Автопортрет (на охоте)», и другие произведения.