Сразу две монографические выставки открываются в парижском Fondation Louis Vuitton — «Эгон Шиле» и «Жан-Мишель Баскиа». Впрочем, разделение их весьма условное: кураторы намерены проследить связь между жизнью и творчеством двух дерзких и рано ушедших гениев XX века.
То, что магическим образом связывает обоих художников-бунтарей, — одного, самого начала прошлого века творившего в сердце Европы в эпоху рождения и расцвета югендстиля и сецессиона, и другого, стоявшего у истоков нью-йоркского андеграунда в 1980-х, — внезапный, преждевременный уход. Обоим было 28 лет. А еще — невероятная страсть, с которой юный Шиле ломал плавные умиротворяющие линии и смыслы живописи своих учителей, наполняя полотна грубым невротическим эротизмом и колючей, почти детской угловатостью, а спустя несколько десятков лет на другом континенте ему вторил Баскиа, перенося революционные темнокожие образы со стен туннелей на холсты.
Позже художников связал и рынок — два в общем-то локальных имени усилиями коллекционеров и галеристов стали международными звездами, вписанными в историю и удостоенными, хоть и посмертно, всех мыслимых привилегий, от ретроспектив в ведущих музеях всего мира до баснословных аукционных цен на немногочисленное наследие.
Каждая выставка в Париже включит более 120 работ, рассказывающих истории методов и поисков собственного живописного стиля Шиле и Баскии. Графику и полотна первого в основном везут из Вены — Leopold Museum и Albertina щедро делятся топами своих коллекций. Баскию же собирают в Европе и Америке — монументальные работы дают MoMA, Центр Помпиду, Тейт и другие музеи и частные коллекционеры.