В легендарном универмаге Le Bon Marché, одном из олицетворений «парижского шика», открылась уже традиционная зимняя инсталляция приглашенного художника. В этом году специально созданную к этому событию работу представила Жоана Вашконселуш.
Традиция украшать огромный атриум старейшего универмага Парижа масштабными арт-инсталляциями началась в 2016 году. Первым свою работу здесь представил Ай Вэйвэй, за ним последовали Тихару Сиота и Леандро Эрлих. Сегодня гигантский объект по имени «Симона» инсталлировала Вашконселуш. И то, что организаторы пригласили к участию именно ее, вряд ли случайность.
Жоана называет себя португалкой — ее произведения, от мелкой пластики и знаменитых вязанных крючком вещиц до огромных валькирий, которыми она увлечена последние годы, вдохновлены национальными ремеслами и старинными техниками, — но родилась она и провела детство в Париже. Во Франции ее имя знакомо, вероятно, каждому: она стала первой из женщин-художниц, кого пригласили сделать выставку-интервенцию в Версале, да и прямо сейчас ретроспективный показ ее произведений проходит в Музее изящных искусств Страсбурга. Ну и, кроме того, ее сложносочиненные гигантские произведения, сделанные из километров ткани, бахромы, бусин и кристаллов Swarovski, как нельзя лучше подходят для больших пространств из зеркал и стекла.
Тридцатиметровая валькирия «Симона», напоминающая микс космического корабля и огромного муравья, раскинулась под стеклянной крышей центрального атриума Le Bon Marché. Она обволакивает узнаваемые X-образные эскалаторы, протягивает щупальца к балконам и окнам — здесь ее называют НЛО. Правда, в отличие от воинственных скандинавский валькирий, своих персонажей Вашконселуш наделяет доброжелательностью и способностью «давать людям силу и мужество».