Первая ретроспектива самого ироничного классика концептуализма Марселя Бротарса «Поэзия и образы» открылась в московском музее «Гараж». На выставке можно увидеть ключевые работы бельгийского художника — всего восемьдесят произведений, среди которых знаменитые инсталляции «Музей современного искусства. Отдел орлов» и «Декор».

До сорока лет Марсель Бротарс был непризнанным поэтом, который зарабатывал журналистикой. Считается, что изобразительным искусством он занялся от отчаяния. Действительно, его собственные высказывания о смене деятельности полны горькой иронии: «Я тоже сомневался, смогу ли я что-нибудь продать и преуспеть в жизни. <…> В конце концов мне пришла в голову идея создать что-то неискреннее, и я тут же принялся за работу».

Бротарс залил гипсом пятьдесят нераспроданных сборников своих стихов и показал первые скульптуры галеристу Эдуарду Туссэ, который тут же предложил выставить их на продажу. Практически сразу Бротарс стал востребованным художником. За двенадцать лет, которые он занимался современным искусством, он принял участие почти в сотне выставок, в том числе в documenta V в Касселе, куратором которой был Харальд Зееман.

Как и первая, последующие работы Бротарса всегда были ироничны, за что получили ярлык каламбуров. Любимыми материалами для его сюрреалистичных объектов стали скорлупки яиц и створки мидий. Из них он сооружал вазы, наполнял ими кухонную мебель и посуду: черное — черным, белое — белым, объясняя, что «в них нет никакого содержания, кроме образа».

Впрочем, смысл абсурдных скульптур всё же был построен на игре слова и изображения. Например, «мидия» и «трафарет» по-французски звучат одинаково — «moule». Эти черно-белые объекты были поэзией, воплощенной в материале, но менее буквальными, чем книги в гипсе.

Стрелы его иронии часто были направлены на само современное искусство и музей как систему, которая его поддерживает. Одна из главных его работ, показанных на выставке, — «Музей современного искусства. Отдел орлов» высмеивает идею дидактичной закостенелой институции. В «музее» Бротарса выставлены всевозможные предметы с изображением орла, вечного символа власти: бутылки, стаканы, пробки, сигары, майки, — на каждом из которых красовалась табличка «Это не произведение искусства».

Инсталляции из серии с названием «Декор» были созданы в последние годы и направлены на критику колониализма. В одной из них пушки и пистолеты, расположенные среди пальм, становятся элементом украшения интерьера — реальное предназначение оружия здесь нивелировано его ролью музейного объекта.

Искусство Бротарса стало ещё более востребовано после его смерти, оказавшись подходящей «оболочкой» для многочисленных интерпретаций. О Бротарсе писали самые выдающиеся критики — Беньямин Бухло, Розалинда Краусс, Томас Макэвилли. Его работы выставлялись на пяти выставках documenta и четырех Венецианских биеннале и теперь хранятся в лучших музеях мира — Тейт, МоМА, S.M.A.K. Пожалуй, сам художник, относившийся с большой иронией к регалиям, был бы крайне удивлен тому, какой нерукотворный памятник воздвигли ему потомки.

Марсель Бротарс
«Великолепная картина»
oколо 1963–1964
Частное собрание
© Estate Marcel Broodthaers

Марсель Бротарс
«Форма из мидий»
1965–1966
Частное собрание
© Estate Marcel Broodthaers

Марсель Бротарс
«Музей. Дети не допускаются»
1968
© Estate Marcel Broodthaers

Марсель Бротарс
«Музей. Дети не допускаются»
1968
© Estate Marcel Broodthaers

Марсель Бротарс
«Кино. Модель» 
1970
© Estate Marcel Broodthaers

Марсель Бротарс
«Разговоры, тексты, копии»
1972–1973
© Estate Marcel Broodthaers