В выставочных залах ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря в Москве 21 сентября открывается экспозиция «Век ради вечного», отмечающая столетие крупнейшего реставрационного центра. На нее со всей России съедутся произведения искусства, в разное время спасенные реставраторами или атрибутированные экспертами центра.

Ткань, кость, металл, камень, дерево — с чем только не доводилось сталкиваться специалистам Центра Грабаря за его историю. И это, конечно, не считая привычных «традиционных» материалов, использующихся в графике, живописи и скульптуре. Центр, основанный в 1918 году, во времена советской власти фактически охранял от вандализма и разграбления многие церковные памятники. «Он был создан для того, чтобы вывести памятники религиозного искусства из разряда материальных ценностей, поскольку в то время их чаще всего уничтожали. Грабарь под эгидой науки начал это всё спасать. И это, с одной стороны, положило начало реставрации, а с другой — спасло огромное количество вещей», — рассказывала в интервью ARTANDHOUSES заместитель генерального директора Центра Ольга Темерина. И спасает их Центр — уже просто от разрушения временем — и сегодня. Вероятно, поэтому одними из главных экспонатов будущей выставки станут объекты из церквей и музеев со всей страны.

Среди топов экспозиции, например, уникальные расписные «небеса» конца XVIII века из Кенозерского национального парка, икона «Богоматерь Одигитрия» XIII века, которая впервые будет выставлена после многолетней реставрации, и плащаница «Погребение Христа» из Псковского музея-заповедника.

Кроме того, среди экспонатов выставки окажутся кафтан Петра I, коллекция предметов резной кости из Ивановского областного художественного музея, скульптура Коненкова, живопись и графика Верещагина, Врубеля, Серова, Фешина, Гончаровой, Ларионова, Родченко, Вербрюггена и Доссо Досси.

Как отметили в Центре, «каждый экспонат будет сопровождаться описанием реставрационного процесса, а программа с элементами дополненной реальности „Artefact“ позволит увидеть предметы до реставрации и узнать детали иконографии и авторского замысла».

Здание, в котором с 2006 года располагаются мастерские Реставрационного центра им. Грабаря. Памятник архитектуры эпохи конструктивизма. Здание построено в 1924-1926 гг группой архитекторов и инженеров под руководством Александра Кузнецова для Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ)

«Саваоф с херувимами и символами евангелистов».
Восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери деревни Хвалинская
Состоит из 14 частей 
1790 
Кенозерский национальный парк

Богоматерь Одигитрия
XIII в. 
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Резной бюст-складень императора Священной Римской империи Максимилиана I
Германия
XIX век 
Ивановский областной художественный музей

Парные вазы
Россия, Императорский фарфоровый завод
2-я половина XIX в.  
Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина 

Н. С. Гончарова 
«Портрет трех персон»
1907–1908 
Тотемское музейное объединение

М. А. Врубель
  «Голова демона»
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко

М. Шагал 
«Лошадь и корова»
1914
Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Скульптуры «Негр в коричневой шапочке» и «Негритянка»
1870-е гг. 
Историко-архитектурный, художественный и археологический музей «Зарайский Кремль»

А. Г.  Сотников
Скульптура «С. М. Буденный на коне»
1951
Россия, Дулевский государственный фарфоровый завод им. газеты «Правда»
Государственный музей керамики и усадьба «Кусково» XVIII века