В выставочных залах ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря в Москве 21 сентября открывается экспозиция «Век ради вечного», отмечающая столетие крупнейшего реставрационного центра. На нее со всей России съедутся произведения искусства, в разное время спасенные реставраторами или атрибутированные экспертами центра.
Ткань, кость, металл, камень, дерево — с чем только не доводилось сталкиваться специалистам Центра Грабаря за его историю. И это, конечно, не считая привычных «традиционных» материалов, использующихся в графике, живописи и скульптуре. Центр, основанный в 1918 году, во времена советской власти фактически охранял от вандализма и разграбления многие церковные памятники. «Он был создан для того, чтобы вывести памятники религиозного искусства из разряда материальных ценностей, поскольку в то время их чаще всего уничтожали. Грабарь под эгидой науки начал это всё спасать. И это, с одной стороны, положило начало реставрации, а с другой — спасло огромное количество вещей», — рассказывала в интервью ARTANDHOUSES заместитель генерального директора Центра Ольга Темерина. И спасает их Центр — уже просто от разрушения временем — и сегодня. Вероятно, поэтому одними из главных экспонатов будущей выставки станут объекты из церквей и музеев со всей страны.
Среди топов экспозиции, например, уникальные расписные «небеса» конца XVIII века из Кенозерского национального парка, икона «Богоматерь Одигитрия» XIII века, которая впервые будет выставлена после многолетней реставрации, и плащаница «Погребение Христа» из Псковского музея-заповедника.
Кроме того, среди экспонатов выставки окажутся кафтан Петра I, коллекция предметов резной кости из Ивановского областного художественного музея, скульптура Коненкова, живопись и графика Верещагина, Врубеля, Серова, Фешина, Гончаровой, Ларионова, Родченко, Вербрюггена и Доссо Досси.
Как отметили в Центре, «каждый экспонат будет сопровождаться описанием реставрационного процесса, а программа с элементами дополненной реальности „Artefact“ позволит увидеть предметы до реставрации и узнать детали иконографии и авторского замысла».