Третьяковская галерея представила свой первый масштабный проект 2018 года — ретроспективу классика русской живописи Василия Верещагина. В таком объеме художника-баталиста не показывали у нас более четверти века.
Из всей плеяды знаменитых русских художников, активно работавших в последней трети XIX века, Василия Верещагина можно считать, вероятно, самым международным. Действующий военный, любитель-этнограф и неутомимый путешественник, художник за свою яркую жизнь объехал полмира — воюя, делая зарисовки и создавая полноценные живописные полотна, проводя выставки в Европе и Америке. За границей, несмотря на обилие почитателей-соотечественников, и прошло большинство прижизненных экспозиций Верещагина — вот почему в частных коллекциях и музейных собраниях зарубежья встречаются его искусные детализированные шедевры из самых разных серий. А порой там же всплывают и на аукционах, как это был с «Жемчужной мечетью в Агре», проданной в Нью-Йорке в 2014 году за рекордные $6,1 млн. И именно его живописные серии разных лет и экспедиций стали главными разделами новой выставки.
Экспозиция начинается с так называемой Туркестанской серии, в центре которой одно из самых известных полотен Верещагина «Апофеоз войны» — сложенные пирамидой черепа казненных в Средней Азии пленников. Далее следуют «жаркая» Индийская с синим небом и фантастической красоты мечетями, «военная» балканская и «мирная» Палестинская серии. Им на смену приходит Русская с картинами церковного и домашнего быта и небольшими портретами. В выставке участвуют и работы из цикла, посвященного войне 1812 года, единственной реконструированной серии полотен.
Всего в залах Третьяковки на Крымском Валу собрали более 500 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрирующих эпоху, и архивных снимков.