В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка фотографии из британской коллекции Пойю и Аниты Заблудович «Вы смотрите на то, чего никогда не было». На выставке собрали работы четырнадцати звезд современной фотографии, среди которых не только такие мэтры, как Синди Шерман, Андреас Гурски, Томас Руфф, Джефф Уолл, но и молодые многообещающие авторы.

Коллекция Заблудовичей — одно из самых больших частных собраний современного искусства в мире. Она насчитывает 5000 произведений 500 художников. Супруги, занимающие девятую строчку в списке самых богатых пар Европы, начали собирать искусство еще в 1994 году. И до сих пор входят во все чарты самых активных коллекционеров. Для своих сокровищ Заблудовичи в 2007 году открыли специальное пространство, занявшее здание бывшей лондонской церкви XIX века. Впрочем, вся коллекция туда всё равно не поместилась, одна ее часть хранится в небоскребе 1500 Broadway в Нью-Йорке, другая — в Финляндии, откуда родом Пойю Заблудович, на острове Сарвисало.

Название выставки содержит интригу, хотя на самом деле всё объясняется очень просто. Современные фотографы пытаются отказаться от фотодокументалистики, так популярной в ХХ веке, либо сымитировать ее. Если на заре стрит-стайла фотографы следовали принципу Анри Картье-Брессона, пытающегося схватить «решающий момент» реальности, то с развитием технологий поймать мгновенье оказалось под силу любому человеку с камерой. Художники стали уходить от принципов спонтанности и достоверности, используя фотографию в качестве одного из многих медиа, чтобы создать произведение искусства. Чтобы получилось «то, чего никогда не было», в ход пошли новые технологии.

Самый дорогой фотограф в мире Андреас Гурски снимает свои масштабные фотографии с высоты птичьего полета — с высотных зданий, вертолетов и даже подъемных кранов. Он делает не один снимок, а несколько, что позволяет, соединив их с помощью фотошопа, добиться впечатления обширной панорамы. Впрочем, панорамы способен снять каждый второй, но именно в фотографиях Гурски рождается то чудо, которое заставляет коллекционеров платить миллионы долларов за его монументальные снимки.

Синди Шерман, чьи фотографии с технической точки зрения достаточно просты, выбрала фотографию в качестве средства, имитирующего достоверность. В своих снимках, где Шерман предстает в различных образах, она каждый раз заставляет нас «узнавать» не существующих в реальности персонажей.

Джефф Уолл использует дополнительные возможности, которые дает технологии лайтбокса, для создания особого живописного решения фотографии. Работая с цифровой фотографией в студии, Уолл создает изображение, которого никогда не существовало, инсценируя спонтанные кадры.

Андреас Гурски
«Чикаго, Торговая палата II»
1999
© Андреас Гурски, Buld-Kunst, РАО, 2018

Синди Шерман
«Кадр из фильма без названия №41»
1979
Courtesy of the artist and Metro Pictures, New York

Синди Шерман
«Без названия № 127»
1983
Courtesy of the artist and Metro Pictures, New York

Ричард Принс
«Без названия / четыре женщины, смотрящие в одном направлении»
1977
Courtesy the artist and Sadie Coles, London

Ричард Принс
«Без названия / четыре женщины, смотрящие в одном направлении»
1977
Courtesy the artist and Sadie Coles, London

Вольфганг Тильманс
«Центр изучения правды. Стол XVIII»
2005
Courtesy the artist and Maureen Paley, London

Вольфганг Тильманс
«Торговый центр в Джидде III»
2012
Courtesy the artist and Maureen Paley, London

Сара Квинар
«Разноцветная колонна 1»
2014
© Sara Cwynar, courtesy Foxy Production, New York and Zabludowicz Collection

Джефф Уолл
«Ручей Стилл, Ванкувер, зима»
2003
Courtesy the artist and Marian Goodman Gallery. Image: Jeff Wall
Copyright: Jeff Wall

Лукас Блалок
«Н.М. в полосатой футболке»
2011
Courtesy the artist and Ramiken Crucible, New York and Zabludowicz Collection

Лукас Блалок
«Фотография для Оуэна»
2011
Courtesy the artist and Ramiken Crucible, New York and Zabludowicz Collection

Лукас Блалок
«Фруктовая тарелка Афины»
2012
Courtesy the artist and Ramiken Crucible, New York and Zabludowicz Collection