В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, 10, открылась ретроспективная выставка известного немецкого скульптора Стефана Балкенхола «Скульптуры и рельефы». Художник, чьи работы украшают многие музеи и общественные пространства, впервые столь масштабно выставляется в России. В Москву привезли более пятидесяти работ, созданных Балкенхолом за последние пятнадцать лет — скульптуры животных и людей из цельной древесины и бронзы, картины и рельефы, ставшие визитными карточками мастера.

Заниматься фигуративной резьбой по дереву Балкенхол начал еще в середине 1980-х годов, его манера стала ответом абстрактным, минималистским и концептуальным подходам Гамбургской школы, где художник учился. Балкенхол использует молоток и долото, чтобы выдолбить фигуры из ствола дерева, оставляя стружку и следы от инструментов — трещины, неровности, шероховатости. ARTANDHOUSES поговорил с Балкенхолом о работе с его необычными для сегодняшнего дня материалами, древесине с характером, гендерных ролях и Рихарде Вагнере.

Стефан, расскажите о вашей учебе в Гамбургской школе изящных искусств. В 1970-х годах там преподавали сплошь концептуалисты и минималисты. Каково вам было там учиться?

Знаете, я начал учиться в Академии, когда мне было девятнадцать лет, то есть в 1976 году. Это было интереснейшее время. У нас преподавали известные маститые художники и скульпторы. Я просто назову вам имена, а вы поймете уровень Школы. Например, Ульрих Рюкрим, крупнейший немецкий скульптор своего поколения, который меня учил. В качестве приглашенных профессоров выступали Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк.
stephanbalkenhol_-c-gennadygrachev_artandhouses

Каким вы помните, например, Йозефа Бойса?

Одно уточнение — он преподавал в Академии, но не преподавал у меня. Я его знал и следил за его творчеством. Мне он запомнился тем, как щедро он обходился с материалом и как он наполнял материал символическим значением. При всей масштабности и значительности его фигуры он запомнился мне еще и тем, что он мог запросто от души посмеяться, и в том числе над самим собой.

Если говорить об уроках Ульриха Рюкрима, чему он вас научил? 

Ульрих Рюкрим не работает по дереву, он работает с камнем и не занимается фигуративным искусством. Каждому посетителю его курса выдавался камень, и с этим камнем мы работали. Сперва студенты усваивали ремесленную часть. Если говорить о том, как вырезаются фигуры из дерева, то этому я научился сам.

stephanbalkenhol_-c-gennadygrachev_artandhouses10

Почему вы вообще решили стать скульптором?

Ха-ха-ха, понятия не имею. Я рано начал заниматься искусством, интересоваться им. Уже в четырнадцать лет я сделал свои первые попытки создать что-то. Со скульптурой мне хорошо, потому что это чувственный, прямой носитель моего замысла, который существует в реальном пространстве. Это соответствует моему темпераменту, плюс я люблю работать физически и искать сопротивление.

stephanbalkenhol_-c-gennadygrachev_artandhouses8

Когда вы прикасаетесь к дереву, что вы чувствуете?

Для меня дерево представляет прежде всего живой органический материал. Я знаю очень много разных пород древесины. Вместе с тем нужно сказать, что дерево я не воспринимаю слишком сентиментально. Для меня это рабочий материал, посредством которого я эффективно и кратчайшим путем выполняю поставленную перед собой задачу. Однако я люблю прикасаться к предметам обихода, изготовленным из дерева, таким как стол, стул или же рабочие инструменты. А к скульптурам я не прикасаюсь, да и зрителям не советую, из-за прикосновений произведения искусства портятся.

Какую древесину вы чаще всего используете и почему?

В своем творчестве я уже применил порядка двадцати пород. Решение о том, на каком виде древесины остановить свой выбор, зависит от размеров предполагаемой скульптуры. Конечно, встречаются стволы деревьев, у которых особенный, исключительный характер. Тогда это вдохновляет меня на особое произведение. В целом же я воспринимаю всё это очень спокойно.

stephanbalkenhol_-c-gennadygrachev_artandhouses3

Сколько времени у вас уходит на создание скульптуры? Понятно, что все они очень разные, но хотя бы какой-то приблизительный отрезок?

Трудно сказать. Бывает день, бывает месяц. Я делаю подготовительные рисунки. Чаще всего больше времени я трачу на то, что бегаю вокруг создаваемой работы, пытаясь понять, что же делать с ней дальше. Я нахожусь в постоянном диалоге с заготовкой во время работы. Сама же обработка древесины занимает пару дней. Труднее всего понять, куда двигаться дальше. Дерево ведь не такой сложный материал, как, например, камень или бронза.

stephanbalkenhol_-c-gennadygrachev_artandhouses4

То есть вы даже сами обрабатываете дерево? Это не какие-то заготовки с лесопилки, грубо говоря?

Сперва я действительно беру кусок дерева, делаю надпилы и потом обрабатываю его другими инструментами. У меня есть запас древесных стволов. Это можно сравнить с блокнотом, все его страницы взаимозаменяемы. Есть, конечно, у меня на складе особые стволы, глядя на которые я сразу же вижу, что я из них сделаю, а есть заготовки с уже приданной им формой.

stephanbalkenhol_-c-gennadygrachev_artandhouses12

В своем творчестве вы часто обыгрываете гендерные роли. На ваш взгляд, какова сегодня роль мужчины в обществе?

Трудно сказать. Я считаю, каждый сам волен выбирать, какая у него роль и будет ли она у него вообще. Есть мужчина, есть женщина, если бы их не было, то и всего человеческого рода не было бы. Есть сексуальность, влечение, напряжение между мужчинами и женщинами и конфликт между ними. Каждый по-своему с этим сталкивается. Общественные аспекты, связанные с сексуальностью, меня интересуют гораздо меньше, чем вопросы непосредственно экзистенциального значения. Что меня интересует в женщине? Это ее обольстительность, ее красота.

Я не зря спросила про мужчин. Многие из ваших скульптур представляют собой мужчину в черных брюках и белой рубашке, отличие — лишь в ситуации и пространстве.

Да, сходство у моих скульптур-мужчин есть. Вероятно, потому, что я работаю без модели, и, следовательно, возникает тип, который я храню в своей зрительной памяти. Хотя возникают и вариации, если я, например, хочу расширить жанр или показать новую грань.

stephanbalkenhol_-c-gennadygrachev_artandhouses14

Ваши ранние работы мужского и женского пола вы ставили на пьедестал, как в классической египетской, римской, греческой традиции. Вы продолжаете делать человеческие фигуры, только теперь это обычные мужчины и женщины в довольно простой одежде. Как совершился такой переход?

Я люблю посещать музеи, в которых хранится античное искусство. Там можно многому научиться, ведь всё повторяется. А насчет пьедесталов, это не совсем так, как вы говорите. Пьедесталы сохранились и в моих нынешних работах. Их задача — обозначить скульптуру в качестве скульптуры как таковой. Я не хочу, чтобы скульптура воспринималась слишком реалистично, чтобы в ней ненароком увидели человека. Она должна оставаться скульптурой. Именно поэтому я всегда делаю их не в нормальный человеческий рост, а либо меньше, либо больше. Я хочу сделать важное замечание о своих работах: мои скульптуры не служат иллюстрацией чего-либо еще, они не указывают на что-то другое, кроме самих себя. Что они показывают, тем они и являются. Я не писатель, не поэт. Я скульптор, и выражаю себя через скульптуру.

stephanbalkenhol_-c-gennadygrachev_artandhouses7

Я знаю, что в год 200-летия Вагнера на его родине в Лейпциге вы сделали его скульптуру. Вы всегда создаете обезличенные работы, а тут пришлось изваять определенного человека, да еще какого. И вы сделали невысокого человека на пьедестале. Как вы вообще согласились на это и как вам работалось с Вагнером?

Задача действительно была не из простых. Уровень сложности был другой — я не мог делать то, что виделось именно мне. Приходилось считаться с тем, что произведение это должно было выполнять функцию памятника. На мой взгляд, эта работа получилась. Я попытался прочувствовать Вагнера, проанализировать содержание его личности. Я старался учитывать драматические особенности его личности и не забывать о связи его творчества с нацистской идеологией. Я хотел понять, что такое художественное изображение личности. Одно время меня интересовало искусство ислама, в котором, как известно, запрещено изображать людей. Попытка бороться с изображением в этой религии свидетельствует о том, что в нем есть огромная сила.

Выставка продлится до 13 ноября.