До 13 января 2019 года в Эрмитаже работает выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», представляющая работы времен Золотого века голландской живописи из собрания семьи Каплан из США. Ранее выставка гостила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве, и к ее открытию доктор искусствоведения, профессор, зав. отделом искусства стран Европы и Америки Пушкинского музея Вадим Садков выпустил книгу «Самый ранний Рембрандт. Открытие картин из цикла “Пять чувств”», в которой рассказывается история нескольких полотен из этой коллекции. С любезного разрешения автора ARTANDHOUSES публикует две главы издания.

Аукцион-открытие

В первой половине 1930-х годов впервые возник интерес исследователей к картинам из цикла «Пять чувств» как возможным произведениям Рембрандта. Первым обратил на них внимание Виталий Блох — талантливый историк искусства и успешный антиквар, связанный с комплектованием коллекций многих ведущих музеев Голландии, Германии, Франции.

Три из этих пяти забытых работ тогда входили в собрание известного голландского предпринимателя и коллекционера Ван Алста и оставались там до 1965 года, когда были приобретены гаагским антикваром Гансом Крамером. В 1984 году Крамер продал их двум частным собирателям: «Три музыканта» («Аллегория слуха») стали собственностью барона Виллема ван Дедема, в то время как «Аллегория осязания» оказалась в частной коллекции в Нидерландах. Манера исполнения и композиционное решение были очень близки рембрандтовской работе «Изгнание торгующих из храма» из ГМИИ им. А. С. Пушкина, с авторскими монограммой и датой — 1626 год.

В итоге одна из картин — «Продавец очков. Аллегория зрения», с 2002 года находившаяся на временном хранении в Городском музее Де Лакенхал в Лейдене, — была приобретена этим музеем в 2011 году; две другие — «Три певца. Аллегория слуха» и «Операция удаления камня глупости. Аллегория осязания» — соответственно в 2007 и 2008 годах стали собственностью Лейденской коллекции, принадлежащей нью-йоркскому собирателю Томасу Каплану. Тем не менее атрибуция этих работ кисти молодого Рембрандта до последнего времени многими оспаривалась. Поставить точку в споре об авторстве Рембрандта могло бы обретение остальных картин цикла «Пять чувств», но это большинству заинтересованных участников всей истории представлялось нереальным.

Однако сенсация произошла. На небольшом аукционе фирмы Nye & Company в Блумфилде, штат Нью-Джерси, США, 22 сентября 2015 года появилась маленькая картина, по первому впечатлению — бытового жанра. Ее предоставили для продажи братья Натаниэл, Род жер и Стивен Ландау из города Патерсон в Нью-Джерси, наследники своего деда Филиппа Джошуа Раппопорта, владевшего картиной с 1930-х годов. Работа была включена в аукционный каталог как произведение неизвестного художника «континентальной школы XIX века» (кат. №216) под названием «Тройной портрет с дамой, упавшей в обморок». Никто из присутствовавших участников аукциона ничего о ней не знал вплоть до начала торгов.

В ходе аукциона стало очевидно, что как минимум два зарубежных претендента, заочно (по телефону) участвовавших в торгах, прекрасно понимали истинную ценность этой картины. Им оказалось известно, что она напрямую связана с упомянутыми выше работами молодого Рембрандта из цикла «Пять чувств».

Торги были бурными, и в итоге финальная цена картины превысила первоначальную более чем в тысячу раз! Счастливым обладателем лота стала парижская антикварная фирма Talabardon & Gautier. Когда аукционист объявил, что страсти кипели вокруг работы раннего Рембрандта, о чем сообщил после завершения торгов представитель покупателя, в зале раздались аплодисменты. В последующие недели событие широко обсуждалось в мировой прессе. В 2016 году картину выкупил Томас Каплан для своей Лейденской коллекции в Нью-Йорке.

Рембрандт
«Пациент без сознания /Аллегория обоняния»
1624-1625 гг.
© New York, The Leiden Gallery

***

«Пять чувств»: атрибуция

Вернемся к сенсационной атрибуции, которая окончательно решила вопрос авторства раннего цикла Рембрандта «Пять чувств». Прежде всего представим себе, как выглядела до реставрации маленькая дубовая дощечка, в которой предстояло опознать руку самого Рембрандта. Картина была покрыта плотным слоем загрязненного и пожелтевшего от времени лака, под которым невозможно было предположить изысканную тонкость цветового решения. Даже размер работы отличался от первоначального: дубовая основа была надставлена со всех сторон в более позднее время, что искажало авторский композиционный замысел. Так картина и ее оборот выглядели на аукционе до реставрации и с надставками XVIII века.

Изображение хорошо читалось: в неглубоком пространстве композиции представлены пожилой мужчина и старуха, пытающиеся привести в чувство молодого человека (которого, как мы помним, поначалу принимали за женщину в обмороке). Для опытных экспертов не составило большого труда увидеть в «Пациенте, упавшем в обморок» «Аллегорию обоняния». Специалистам было понятно, что перед ними не просто незатейливая жанровая сценка, а характерное для рембрандтовской эпохи иносказание. Картина и смыслом, и размерами, и техникой исполнения, и неповторимой манерой живописи явно была близка к трем ранее обнаруженным работам из сюиты «Пять чувств».

Судя по всему, Рембрандт создал цикл вскоре после возвращения из Амстердама в Лейден, то есть в 1624–1625 годах. К тому же на других работах из этой серии также есть поздние надставки по краям, сделанные не ранее начала XVIII столетия, когда вошла в моду так называемая шпалерная развеска в дворцовых галереях, ради которой произведения искусства нередко увеличивали или безжалостно уменьшали в размерах.

Став настоящей сенсацией в мире музейщиков, коллекционеров и антикваров, четыре картины привлекли к себе внимание музейных кураторов.

Выставлявшиеся прежде по отдельности, они были впервые показаны вместе в рамках выставочного проекта, осуществленного музеем «Дом Рембрандта» в Амстердаме и Музеем Эшмола в Оксфорде в 2016–2017 годах.

В композиционном решении каждой из сохранившихся картин на первом плане представлены по три плотно придвинутые друг к другу фигуры, расположенные на фоне затененной стены или створок шкафа. Рембрандт облачает их в ярко-розовые и светло-голубые одежды, в изображении которых большую роль играет искусственный свет. Перед нами незамысловатые ситуации из повседневной жизни, в которых участвуют уличные торговцы, певцы, лекари и их пациенты — люди разных возрастов, мужчины и женщины, простоватые, порой грубые, неизменно обладающие остро характерной, почти гротесковой внешностью. Своим обликом и действиями они воплощают различные проявления пяти главных человеческих чувств. Для людей той эпохи это было одним из способов осмыслить устройство мироздания.