Выставка в Пушкинском музее рассказывает об одном из легендарных мест Монпарнаса — салоне баронессы Эттинген на бульваре Распай, где встречались художники, литераторы, музыканты, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю авангарда. По словам куратора Алексея Петухова, тема эта оказалась настоящим ящиком Пандоры — даже музейные специалисты не предполагали, какие яркие истории, значимые шедевры, переплетения человеческих судеб и жанров искусства они обнаружат.
Баронесса Эттинген, в девичестве польская аристократка Елена Францевна Миончинская, получившая звучную фамилию и титул от недолгого брака с русским офицером, приехала в Париж в 1902 году. Там уже жил ее двоюродный брат Сергей Ястребцов, взявший псевдоним Серж Фера. Вместе они посещали Академию Жюлиана, и постепенно вокруг талантливой и тогда еще богатой пары объединился круг парижского авангарда. Фера познакомился с Пикассо и увлекся кубизмом, Эттинген была не только светской дамой, но и художником, критиком, поэтом, среди их друзей были Аполлинер и Кокто, Брак, Матисс и Дерен, Глез, Сюрваж и Пикабиа. До революции оставшиеся в России капиталы позволяли активно меценатствовать, после — купленные ранее картины помогли выжить (живой пример успешных инвестиций в современное искусство).
Эттинген и Фера поддерживали много ярких проектов тех лет и сами принимали в них участие — они первыми стали собирать работы Таможенника Руссо, приютили у себя Модильяни и раскрыли его талант, вместе с Аполлинером издавали журнал Soirées de Paris («Парижские вечера»), ставший рупором авангарда, и спонсировали постановку его пьесы «Груди Терезия» — автор назвал ее сюрреалистической, первым употребив это слово применительно к искусству.
Идея выставки возникла благодаря архиву Эттинген-Фера, о котором хорошо знают парижские коллекционеры и арт-дилеры. Прямых наследников у них не осталось, и всё , что не было распродано, хранится у Альбана Руссо, отец которого был режиссером и в 1930-е годы ставил спектакли в декорациях Фера. Он с радостью предоставил архив, а музеи, галереи и частные коллекционеры дополнили картину, чтобы показать салон баронессы во всей красе.
Музей Оранжери даст на выставку масштабное полотно «Свадьба» Анри Руссо, Помпиду и парижский Городской музей современного искусства — работы Архипенко, Делоне, Пикабиа и Леже, из Хельсинки приедет редко выдаваемый на выставки портрет Леопольда Сюрважа, возлюбленного баронессы, кисти Модильяни.
Экспозиция будет выстроена вокруг жизни салона Эттинген в разных проявлениях — коллекционирование искусства, друзья и возлюбленные, покровительство художникам и литераторам, дизайн и фэшн-индустрия, в которую Эттинген и Фера успешно влились в 1920-е годы, ее ширмы, панно и одежда, его театральные проекты и монументальные вещи.
Необычной будет образовательная программа, подготовленная к выставке. Помимо традиционных лекций на все сюжеты, затронутые в экспозиции, кураторы обещают первое в истории Пушкинского музея модное дефиле — покажут подлинные платья и реконструкции за те полвека, что Эттинген прожила в Париже, от ар-нуво до нью-лука, а также мастер-класс по созданию эффектного макияжа и образа в целом, в чем баронесса была большая мастерица.