Выставка «Анатомия кубизма», посвященная истории возникновения одного из самых радикальных стилей ХХ века, открывается в московском ГМИИ имени А. С. Пушкина. Архитекторы экспозиции создали собственное посвящение главному герою экспозиции — огромный стол-инсталляцию, где «обдуманный и организованный беспорядок, который Пикассо порождает повсюду», будет продемонстрирован наглядно.
Первым произведением кубизма считаются «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, написанные в 1907 году. Пять прекрасных фурий с лицами, напоминающими африканские маски, произвели революцию в мире искусства. И не только провокационным сюжетом — прототипами персонажей картины стали обитательницы борделя на улице Авиньон в Барселоне. Изначально картина так и называлась «Философский бордель», а более благообразную версию названия придумал поэт Андре Сальмон.
Именно в этой работе впервые был продемонстрирован новый подход к изображению пространства, ломающий представление о привычной линейной перспективе. Картина вовсе не была случайным открытием: Пикассо долго трудился над ее идеей, о чем свидетельствует тетрадь с эскизами, создаваемыми на протяжении девяти месяцев, которая и легла в основу выставки в Москве.
В экспозиции можно увидеть шестьдесят рисунков из заветной тетради, ныне хранящейся в Доме-музее Пикассо в Малаге. Помимо рисунков покажут и гуаши из коллекции Сергея Щукина, а откроет выставку картина «Купание» (1890–1894) Поля Сезанна, которого Пикассо считал отцом современной живописи, отказавшимся от предметности.
Также здесь можно будет увидеть источники, которые привели Пикассо к кубизму. Африканская скульптура, античная керамика, шедевры Древнего Египта, прикладное искусство эпохи эллинизма — всё это вдохновило художника на создание нового стиля. На примере двадцати произведений из коллекции Пушкинского музея можно рассмотреть, из чего же складывался кубизм.