В Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась выставка шведки Хильмы аф Клинт «Картины для будущего». Художница-медиум, чьей «кистью руководили духи», сравнительно недавно стала настоящим открытием для публики и специалистов. Теперь Хильму, работавшую в начале ХХ века, считают первой абстракционисткой, которая за десять лет до Кандинского и Малевича начала писать абстрактные картины.
История Хильмы аф Клинт захватывает как настоящий роман. В 1880-е годы молодая художница, учившаяся в Королевской академии искусства в Копенгагене, увлеклась оккультизмом, а затем и модной тогда теософией. Вместе с четырьмя подругами она создала группу «Пять» («De Fem») — на своих встречах они устраивали спиритические сеансы, вызывая духов. На одном из таких сеансов духи повелели Хильде писать картины. Так, уже в 1906 году она начинает писать абстрактные полотна, которые вошли в серию «Храм». Десять самых больших холстов размером 2×3 м изображали жизненные циклы от рождения до старости.
Причем, по ее воспоминаниям, повеление духов было не просто командой: Хильма чувствовала, что ее руку направляет неизвестная сила, независимо от ее воли. Фактически этот метод очень близок автоматическому письму сюрреалистов. В своем дневнике она подробно описывала свой мистический опыт: «Картина была написала прямо из меня, без каких-либо предварительных эскизов и с великой силой. Я не имела никакого понятия, что картина должна была изображать, и тем не менее я работала быстро и уверенно, не меняя ни одного мазка кисти».
За свою жизнь она создала более 1200 картин и рисунков, но никогда их не выставляла, оставшись вне поля зрения профессионального сообщества. Все свои работы она завещала племяннику с условием не показывать их никому 20 лет после ее смерти. Когда в конце 1960-х годов ящики с картинами были открыты, мало кто понимал их значение.
В конце 1970-х ее живопись была предложена в дар Музею современного искусства Стокгольма, который отказался от пожертвования. Однако благодаря искусствоведу Оке Фанту в 1980 году была организована первая выставка художницы.
В США ее абстракции впервые были показаны на выставке «Духовность в искусстве, Абстрактная живопись, 1890–1985», организованной в Лос-Анджелесе в 1986 году. Эта выставка стала началом международного признания искусства Хильмы аф Клинт.

Hilma af Klint
«Group I, Primordial Chaos, No. 16»
1906-1907
from «The WU/Rose Series»
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«The Ten Largest, No. 7, Adulthood, Group IV»
1907
Stiftelsen Hilma af Klints Verk
Photo: Albin Dahlström/Moderna Musee

Hilma af Klint
«Group IX/SUW, The Swan, No.17»
1915
from «The SUW/UWSeries»
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«Group X, No. 1, Altarpiece»
1915
from «Altarpieces»
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«Tree of Knowledge, No. 5»
1915
from «The W Series»
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«No. 1»
from «The Atom Series»
1917
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«No. 2a, The Current Standpoint of the Mahatmas»
1920
from «Series II»
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm