В Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась выставка шведки Хильмы аф Клинт «Картины для будущего». Художница-медиум, чьей «кистью руководили духи», сравнительно недавно стала настоящим открытием для публики и специалистов. Теперь Хильму, работавшую в начале ХХ века, считают первой абстракционисткой, которая за десять лет до Кандинского и Малевича начала писать абстрактные картины.

История Хильмы аф Клинт захватывает как настоящий роман. В 1880-е годы молодая художница, учившаяся в Королевской академии искусства в Копенгагене, увлеклась оккультизмом, а затем и модной тогда теософией. Вместе с четырьмя подругами она создала группу «Пять» («De Fem») — на своих встречах они устраивали спиритические сеансы, вызывая духов. На одном из таких сеансов духи повелели Хильде писать картины. Так, уже в 1906 году она начинает писать абстрактные полотна, которые вошли в серию «Храм». Десять самых больших холстов размером 2×3 м изображали жизненные циклы от рождения до старости.

Причем, по ее воспоминаниям, повеление духов было не просто командой: Хильма чувствовала, что ее руку направляет неизвестная сила, независимо от ее воли. Фактически этот метод очень близок автоматическому письму сюрреалистов. В своем дневнике она подробно описывала свой мистический опыт: «Картина была написала прямо из меня, без каких-либо предварительных эскизов и с великой силой. Я не имела никакого понятия, что картина должна была изображать, и тем не менее я работала быстро и уверенно, не меняя ни одного мазка кисти».

За свою жизнь она создала более 1200 картин и рисунков, но никогда их не выставляла, оставшись вне поля зрения профессионального сообщества. Все свои работы она завещала племяннику с условием не показывать их никому 20 лет после ее смерти. Когда в конце 1960-х годов ящики с картинами были открыты, мало кто понимал их значение.

В конце 1970-х ее живопись была предложена в дар Музею современного искусства Стокгольма, который отказался от пожертвования. Однако благодаря искусствоведу Оке Фанту в 1980 году была организована первая выставка художницы.

В США ее абстракции впервые были показаны на выставке «Духовность в искусстве, Абстрактная живопись, 1890–1985», организованной в Лос-Анджелесе в 1986 году. Эта выставка стала началом международного признания искусства Хильмы аф Клинт.

Hilma af Klint
«Group I, Primordial Chaos, No. 16»  
1906-1907
from «The WU/Rose Series» 
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«The Ten Largest, No. 7, Adulthood, Group IV»
 1907
Stiftelsen Hilma af Klints Verk
Photo: Albin Dahlström/Moderna Musee

Hilma af Klint
«Group IX/SUW, The Swan, No.17»  
1915
from «The SUW/UWSeries» 
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«Group X, No. 1, Altarpiece»
  1915
from «Altarpieces» 
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«Tree of Knowledge, No. 5» 
 1915
from «The W Series» 
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«No. 1»
 from «The Atom Series» 
1917
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Hilma af Klint
«No. 2a, The Current Standpoint of the Mahatmas»
1920
from «Series II»
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm

Hilma af Klint
«Untitled»
 1920
from «On the Viewing of Flowers and Trees» 
The Hilma af Klint Foundation, Stockholm
Photo: Albin Dahlström, the Moderna Museet, Stockholm

Photo: David Heald

Photo: David Heald

Photo: David Heald

Photo: David Heald

Photo: David Heald