В парижском Центре Помпиду открылась грандиозная выставка «Кубизм», настоящая энциклопедия самого радикального стиля начала ХХ века. Здесь можно увидеть не только работы ведущих художников-кубистов, но и то, что их вдохновляло. А также посмотреть на реконструкцию нескольких исторических выставок, открывших кубизм широкой публике. Более трехсот экспонатов разбиты на четырнадцать разделов, чтобы рассказать историю стиля в мельчайших подробностях.
Годом рождения кубизма считается 1907-й, когда Пабло Пикассо написал свою культовую картину «Авиньонские девицы», которая поразила своей необычностью даже ближайших соратников художника. Привычная перспектива вовсе отсутствовала, а пространство было рассечено на отдельные плоскости. Впервые изображаемый объект был показан с нескольких сторон: у одной из девиц голова изображена спереди, а тело сзади. Кроме того, обитательницы борделя с улицы Авиньон выглядели совершенными дикарками, что подчеркивала и африканская маска, которая заменила лицо одной из них. А между тем картина стала логичным завершением того, чем занимался художник до изобретения кубизма — на выставке как раз и показано, из чего вырос этот радикальный для своего времени стиль.
Африканские маски и скульптура Океании стали одним из источников вдохновения для кубистов. Пикассо и Брак были поражены искусством «примитивов», выставленных в Этнографическом музее Трокадеро. Благодаря скульптуре «дикарей» новый стиль обрел новую образность.
Но настоящим предтечей кубизма всё же считается Поль Сезанн, чей совет смотреть на натуру как на совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров — кубисты восприняли даже слишком буквально. И пошли гораздо дальше.
На выставке показано, как развивался кубизм, как он менялся на протяжении десятилетия, двигаясь от анализа к синтезу. Первый период кубизма получил название аналитического. Художники раскладывали предметы на составные элементы, чтобы дать зрителю возможность увидеть предмет не с одной точки зрения, а с нескольких. Глядя на картину, зритель должен был как будто обходить предмет вокруг, рассматривая его с разных сторон.
Второй период условно был назван синтетическим. На этом этапе Пикассо и Брак не только расчленяли предметы на плоскости, чтобы затем собрать их воедино, но и начали добавлять в свои работы элементы реальности — газеты, обои, текст. Пикассо первый вводит в картину гитару из картона, изобретая ассамбляж. А вскоре рождается и кубистическая скульптура.
Целый раздел выставки посвящен последователям первых кубистов. Робер Делоне, Альбер Глез, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже выставлялись как группа на ежегодных Салонах, начиная с 1911 года, показывая лайт-версию раннего кубизма. Начиная с этого момента кубизм всё активнее двигается в сторону декоративизма, а затем и абстракции. Мрачная гамма сменилась радостным колоритом. Впрочем, большинство кубистов нового поколения впоследствии и вовсе отошли от его принципов.
Также в экспозиции представлены художники, которых кубизм вдохновил на создание собственных «модернизмов». Среди них Пит Мондриан, Казимир Малевич, Хуан Грис и даже Марсель Дюшан.