В Мультимедиа Арт Музее и других площадках Москвы в одиннадцатый раз открывается международный смотр фотографии. ARTANDHOUSES выбрал лучшие выставки Фотобиеннале.

 

THE CAL: Pirelli Calendar 2016. Энни Лейбовиц 

Мультимедиа Арт Музей, 10.02—6.03

Выход нового календаря Pirelli, снятого легендарной Энни Лейбовиц, вызвал целую бурю споров. Команда Pirelli, на протяжении полувека выбиравшая в свой самый дорогой рекламный календарь женщин-героинь по принципу совершенства их форм и снимавшая их в откровенных позах, на этот раз решила развернуть свой формат буквально на 180 градусов. Вместо привычных обнаженных красоток в объектив впервые попали влиятельные женщины мира, причем, практически «закупоренные» одеждой с головы до пят. Среди них, например, основательница постфеминистского молодежного издания The Rookie или патрон Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Китае. Новый концепт подразумевает, что ум и характер гораздо важнее физической привлекательности.

На любимом Лейбовиц сером фоне скромно позируют 13 женщин, выбранных фотографом: от комика Эми Шумер и теннисистки Серены Уильямс до художницы Йоко Оно и поэтессы Патти Смит. Энни стремилась показать, что женщины, отличающиеся от классических пиреллевских красоток, тоже могут быть невероятно привлекательны. Календарь вызвал полярные отзывы: пока аналитики задаются вопросом «почему нам больше не нужны голые женщины», пользователи в сети ругают обновленный концепт за «неприятные кадры» и «отказ от сформированного стиля». Неизвестно, будет ли этот календарь началом новой эры Pirelli, или выпуск 2016 года станет исключением, но то, что это смелый шаг, понимают все.

 

Вильям Каррик.
«Фотографии Российской империи 1860-х -1870-х годов». Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых

Мультимедиа Арт Музей, 10.02 — 8.03

Жизнь в России XIX века нашла свое воплощение не только в русских романах Достоевского и картинах Перова и Репина, по которым многие составляют свое представление о той эпохе, но и в визуальных образах западников. Например, в фотографиях Вильяма Каррика (1827-1878), родившегося в Эдинбурге и получившего образование в Санкт-Петербурге. В 1859 году Каррик вместе с деловым партнером открыл первое в России фотоателье в престижном районе столицы — в доме № 19 на Малой Морской улице. За годы работы он смог создать уникальную коллекцию изображений русской жизни, богатую колоритными персонажами, от уличных торговцев и трубочистов до почтальонов и чиновников разных рангов. То есть тех людей, которые вполне могли стать литературными прообразами для писателей-современников. Многие из фотографий Каррика стилистически напоминают картины Репина и Крамского, творивших в ту же эпоху. В Мультимедиа Арт Музее покажут более ста отпечатков, в том числе и из его поездок по Волге.

 

Без / предельность: фотографии Аддо Тринчи 

Музей архитектуры имени А.В. Щусева, 5.02—23.03

В Москве будут демонстрироваться три серии работ итальянского фотомастера: снимки, посвященные архитектуре и отпечатанные на наждачной бумаге, фотографические натюрморты и серия пейзажей, на которых люди укладываются в размер всего лишь точки. Архитектура у Тринчи предстает геометрией форм и линий, превращающихся в абстракцию. Фотографу из Тосканы всегда был интересен творческий потенциал пустоты — можно ли вытащить из повседневных предметов их идеальную сущность? Тринчи участвовал во многих крупных международных выставках: Documenta в Касселе, фестивале Extension в Ситтарде и других.

 

«Генезис» Себастио Сальгадо

Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола, 18.02 – 17.05

Первый фотоаппарат Сальгадо подарила его жена, до этого он собирался стать экономистом и даже писал докторскую. Сегодня Сальгадо — возможно, один из самых крупных в истории фотожурналистов и один из самых любимых публикой. Участник агентства «Магнум», он в 1994 году создал в Париже собственное агентство «Amazonas Images». Как фотограф Сальгадо объехал более 100 стран. Нынешняя эпическая по масштабам выставка — история его путешествий, предпринятых за восемь лет. Сальгадо хотел вернуться к истокам, хотел найти мир, не испорченный цивилизацией. В итоге получилась коллекция снимков самых диких мест на планете — бразильские тропические леса, льды Сибири, пещеры Галапагосских островов, водопады Эквадора…