В Московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка 83-летнего классика современного искусства Джима Дайна. Почти тридцать произведений, созданных в период с 1961 по 2016 год, привезены из коллекции парижского Центра Помпиду. Эти работы были подарены Дайном ведущему музею Франции, стране, где американский художник прожил почти 40 лет.

Во всех справочниках Джима Дайна называют одним из основателей поп-арта, хотя более справедливо назвать его самым неправильным поп-артистом на свете. С поп-артом связано самое начало творческой карьеры Дайна — в конце 1950-х годов он вместе с Класом Ольденбургом и Аланом Капроу делал хеппенинги, затем влившись на некоторое время в движение поп-арта. В 1962 году Дайн вместе с Энди Уорхолом, Роем Лихтенштейном, Эдом Рушей участвовал в первой музейной выставке поп-арта в Музее Саймона Нортона.

Однако, в отличие от поп-артистов, искусство Дайна всегда было слишком автобиографично, слишком многослойно и символично. «Мои работы — это автопортрет. Даже когда на них нет моего лица», — признается сам художник. Что говорить, даже хеппенинги Дайна были обращены к нему самому: во время одного из них он написал на холсте: «Я люблю то, что я есть», отхлебнул из банки красную краску, а ее остатки вылил себе на голову.

Ключевые образы, которые использует Дайн, происходят из его детства. Арсенал мотивов художника не так велик: сердце, халат, рабочие инструменты, Пиноккио, Венера — эти образы и создают Вселенную Дайна.

Именно из-за инструментов, появившихся на холстах Дайна в 1960-е, его причислили к поп-арту, хотя для него молотки, топоры, пилы — это очень личная история. Дед, который воспитывал Дайна после ранней смерти его матери, привил художнику любовь к инструментам, кроме того сам он считает себя рабочим искусства, а искусство — формой труда. Пиноккио называют альтер эго Дайна, в то же время он называет деревянного мальчика метафорой творчества — именно так трактуя жест появления человека из бруска дерева. Халат также часто интерпретируют как метафору автопортрета Дайна, но можно сказать, что халат — это пустая оболочка, куда автор каждый раз вкладывает какое-то новое содержание.

На выставке в МАММ представлен весь спектр искусства Джима Дайна – живопись, рисунки, авторские книги, печатная графика, скульптура и даже перформанс. А ключ к его многоплановым работам можно найти в стихах, написанным прямо на стенах музея.

Джим Дайн
«Принц»
2008
Собрание Центра Помпиду, Париж
Дар Джима Дайна в 2017
© Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства – центр промышленного творчества /Одри Лоранс

Джим Дайн
«Зимнее сердце Путни №9 / Пуленк»
1971
Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства – Центр промышленного творчества
© ADGP, Париж 

© Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства – центр промышленного творчества /Одри Лоранс / Объединение национальных музеев – Гран Палэ

Джим Дайн
«Мы с Нэнси в Итаке / Зеленая рука» 
1966
 
Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства – Центр промышленного творчества
© ADGP, Париж 

© Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства – центр промышленного творчества /Одри Лоранс / Объединение национальных музеев – Гран Палэ

Джим Дайн 
«Дорога Стивена Хэндса»
1964 
Центр Помпиду, Париж. Национальный музей современного искусства – Центр промышленного творчества 
© Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства – центр промышленного творчества/ Бертран Превост /Объединение национальных музеев – Гран Палэ