В Московском музее современного искусства совместно с Фондом содействия развитию современного искусства RuArts открывается первая ретроспективная выставка современного художника и фотографа Виты Буйвид с поэтическим названием «Моя любовь не струйка дыма…»

В работах Виты объединены фотография, живопись и коллаж, они находятся в коллекциях многих музеев и галерей мира. Экспозиция займет пять этажей музея и включит в себя проекты, созданные автором в период с начала 1990-х годов по настоящее время. ARTANDHOUSES поговорил с Витой Буйвид о влиянии Петербурга на жизнь художника, магии пленки и преимуществе постановочной фотографии.

Вы переехали в 1989 году из родного Днепропетровска в Санкт-Петербург. Чем вас привлек этот город?

Я собиралась в Петербург с самого детства. Однажды из командировки моя мама приехала с подарком, она привезла набор открыток с панорамными видами Ленинграда, они были вытянутой горизонтально формы. Из-за этого нестандартного формата мне стало казаться, что Петербург — это удивительное место. Мне и сейчас кажется, что Петербург — город более горизонтальный, плоский. Москву, например, в такую панораму втиснуть сложно. Но это я уже сейчас размышляю об этом, а в пятилетнем возрасте всё было просто: «Вот волшебное место, мне надо туда, и я буду там жить».

VitaBuivid_photo_GGrachev_ARTANDHOUSES-big4

Как этот город на вас повлиял? Вас же причисляют к ярким представителям петербургской артистической сцены.

В этом городе я стала художником с большой буквы «Х», до этого я уже ощущала себя живописцем, но сформировалась я, конечно, именно в Петербурге. В Москве я живу уже более пятнадцати лет, а чувствовать себя продолжаю петербургским художником. С этим городом мы нашли друг друга. Раз в неделю я непременно собираюсь вернуться обратно.

VitaBuivid_5

«Без названия»
Инсталляция
2014

Насколько я знаю, вы были близки с художницей Беллой Матвеевой, которая, помимо своих артистических занятий, держала еще и салон, где, можно сказать, царил дух декаданса. Я знаю, что у нее бывали абсолютно разные люди — от Влада Мамышева-Монро до Милен Фармер и Брайана Ино. Каким это время было для вас?

Белла — это моя ближайшая подруга. Общество, которое собиралось у Беллы, было действительно очень разноплановым и интересным. У нас с Беллой сложились глубокие и взаиморазвивающие отношения, мы смогли много дать друг другу в творческом плане. Я ей — как фотограф, а она мне — как культуреггер. Я с ней сделала одну из своих самых ранних серий под названием «Художник и модель». Сначала я снимала моделей на фоне ее картин, во второй части этой серии в кадре присутствовали уже художник (Белла) и модель. Я снимала ее с очень крупной обнаженной моделью, и это все восприняли как эпатаж. В советское время в фотоклубах было принято снимать симпатичных молодых девушек в стандартных позах, чтобы «было красиво». А мы думали не о красоте, а о психологическом портрете художника и его отношениях с моделью.

С Беллой меня познакомила наша общая модель Эва Рухина, которая позировала буквально всем фотографам Петербурга. Я делала техническую вспомогательную съемку Эвы для картин Беллы, так всё и началось.

Серия «Художник и модель» Ч/б авторская печать

Серия «Художник и модель»
Ч/б авторская печать, тонирование
1990

Вы же и сами раньше рисовали. Что вас заставило взять в руки фотоаппарат?

Я взяла его в руки вынужденно, из-за бывшего мужа. До этого я была очень хорошо знакома с самим процессом фотографии. Я, можно сказать, росла на руках у фотоклуба «Днепр», среди фотографов. Я очень хорошо знаю историю советской фотографии. В те времена существовала традиция обмена фотовыставками между фотоклубами. Я всё это внимательно смотрела, из-за чего я теперь эксперт в области, например, литовской фотошколы или новокузнецкого фотоклуба. Самой же снимать мне было не очень интересно. А муж оказался прирожденным учителем, ему была необходима аудитория, и ею стала для него я. Он фактически заставил меня снимать. Я тогда жила у него в Полтаве, была «гоголеманом», зачитывалась повестями Гоголя. И вот когда я подносила видоискатель к глазу, я через него видела: «Ага, вот это — как Борис Савельев, а это — как Слюсарев». Значит, не буду нажимать кнопочку, я же не хочу, как у них. У меня всё время возникало это сопротивление, повторять никого не хотелось совершенно, а хотелось быть собой. В живописи-то мне казалось, что я никого не повторяю, что у меня больше свободы и возможностей. А на самом деле оказалось, что всё ровным счетом наоборот. Хотя сам процесс написания картин мне нравится больше — с этими запахами краски, тактильными ощущениями. Я также, например, считаю: много фотографировать вредно. Условно: есть у вас талант, и, если вы каждый день будете фотографировать всё подряд в Инстаграм, вы его быстро израсходуете. Если же я раз в год возьму камеру и щелкну пять кадров, а не три гигабайта, тогда будет толк. Я даже своим студентам в Британской высшей школе дизайна настоятельно рекомендую не щелкать, как щелкунчики, и снимать пореже.

Серия «Past Painted». Без названия Пигментная печать на хлопковой бумаге

Серия «Past Painted». Без названия
Пигментная печать на хлопковой бумаге, акварель
2011

Вы же до сих пор снимаете на пленку?

Да, хотя иногда приходится использовать и «цифру», но я стараюсь с этим бороться. Мне кажется, в цифровых технологиях не хватает мистики. При съемке на пленку может кончиться эта самая пленка, этот момент сопровождается очень мощным всплеском энергии у фотографа. Потом пленку проявляешь, пока крутишь ее в бачке, думаешь о ней. Она начинает насыщаться этими духовными вибрациями. Я даже когда-то начинала писать исследование о мистической природе фотографии. В пленке присутствует серебро, которое обладает еще и мистическими свойствами, например, в легендах с вампирами борются с помощью именно серебряных пуль. Есть еще такой момент в фотографии — когда при проявке на снимке появляется тот, кого мы обычным взглядом не видим. Конечно, это обыгрывается в фильмах ужасов и триллерах. Но это же правда бывает, мне показывали такие негативы. Я даже сама сфотографировала как будто бы НЛО. Было это так — мы жили в коммуналке, и однажды на соседней улице я увидела старинный сундук, набитый женскими вещами, которые, судя по всему, принадлежали актрисе или балерине. Я решила снять как раз Эву Рухину в этих нарядах на крыше нашей мастерской в знаменитом сквоте на Фонтанке. Пошел дождь, поэтому я быстро сняла ее на две камеры, чтобы не перезаряжать пленку. При проявке на обеих пленках разных фирм оказался странный кружок со свечением вокруг. Конечно, к этому можно скептически относиться, но иногда происходят в жизни вещи, которым нет объяснения.

VitaBuivid_photo_GGrachev_ARTANDHOUSES-3

Вы кого-то из зарубежных фотографов знали в начале своего пути — может быть, Диану Арбус или Роберта Мэпплторпа? На вас кто-то оказал влияние?

Если считать, что я начинала в 1990-е годы, то да. Мы тогда старались читать зарубежные журналы и книги, потом сами начали выезжать. Мне повезло получить классическое филологическое образование, знание английского языка мне помогло. Я могла не только картинки разглядывать в «Art in America», но и читать тексты. Я очень много общалась с шведскими фотографами, которые мало известны у нас. Очень сильно на меня повлияла куратор Мария Линд (директор стокгольмского арт-центра Tensta, одна из самых активных и публикуемых кураторов и теоретиков, автор книги «Современное искусство и его рынки». — Авт.). Сегодня это мировая звезда, а свою первую выставку под названием «Брызги из фонтана» она делала с русскими художниками, среди которых были я и Белла Матвеева.

Именно Мария подсадила меня на семиотику. На нынешней моей выставке будет инсталляция «Десерт», которая даже посвящается Марии Линд, правда, сама работа выполнена немного в ироническом ключе. Дело в том, что Мария везла нас на машине из Стокгольма в Гётеборг на выставку и по пути останавливалась в каждой шведской «деревне», и в каждой «деревне» были музей или галерея современного искусства. В 1990-е годы для нас это казалось чем-то невероятным, и это уже невозможно было видеть. Ты мог зайти в огромное современное помещение и увидеть в центре крошечную работу, одну. После нашей шпалерной развески это всё оказалось для нас культурным шоком. И на меня повлияли именно шведские художники — Йенс Саландер, фотограф Анника Карлссон-Риксон. Кстати, впервые работы Мэпплторпа я тогда же увидела в Стокгольмском музее современного искусства, где проходила огромная его выставка.

Серия «Семейный портрет в интерьере» 2011

Серия «Семейный портрет в интерьере»
2011

Судя по тем жанрам, в которых вы работаете, вас больше интересует постановочная фотография. Вы не снимаете стрит или репортаж, почему?

Меня часто визуально раздражают многие вещи, вокруг нас много лишних предметов. Мне всё время что-то не нравится. Я перфекционист, поэтому в своих работах могу повторить понравившуюся ситуацию в нужной мне обстановке и деталях. Я улучшаю и подправляю, такая «фабрика грез» получается. Хотя всё мое творчество — на основе реальных событий.

Серия "Люби меня, как я тебя" Фотобумага, ручная авторская печать, вязаное кружево 1992

Серия «Люби меня, как я тебя»
Фотобумага, ручная авторская печать, вязаное кружево
1992

Вы часто снимаете в стиле 1920-х, 1940-х годов — вас именно стиль интересует или само время? 

В то время на фотографии как раз было мало лишнего. Кадры из той эпохи лаконичные, может, тогда просто не было такого обилия вещей. В фотографиях той поры присутствует здоровый минимализм, который меня завораживает. Сейчас же глазу не на чем остановиться. Я поэтому еще предпочитаю черно-белую съемку, потому что в монохроме можно красочную современную аляповатость хотя бы «убить». Название моей выставки, кстати, как раз из песни той эпохи. «Моя любовь не струйка дыма…» — это строчка из танго 1936 года «Я возвращаю ваш портрет». Серия, которая вынесена на титул выставки, выполнена в китчевой стилистике. У меня есть такое подозрение, что в периоды тоталитаризма китч набирает обороты, подменяя серьезные вещи, а настоящее искусство замирает. На этой выставке также присутствует военная тема, не связанная с какой-то конкретной войной. Но мы же все понимаем, что где-то всё время идет война. Для меня эта строчка из танго предвоенных лет из-за предчувствия войны, которое в ней уже ощущается, еще и поэтому стала определяющей.