Римский музей современного искусства MACRO устроил едва ли не самую большую в новейшей истории ретроспективную выставку граффити-художников «Пересекая улицы». В ней участвуют около сорока актуальных авторов со всех континентов, многие из них начинали свою карьеру еще в 1970-х.

Проблема музеефикации и архивации уличных настенных рисунков возникла практически в тот же момент, когда на них обратили внимание музейщики и галеристы — в начале 1980-х. Последние и вывели на авансцену современного искусства из андеграунда, буквально из-под мостов и строительных кранов, художников, украшавших как остросоциальными, так и вполне декоративными рисунками и надписями стены и заборы. От Баскии и Кита Харинга до Чарльза «Chaz» Божоркеза. Эффект альянса сегодня хорошо известен: в мае этого года на торгах Sotheby’s работа Баскии была продана за рекордные $110,5 млн.

Но если в то время рынок и институции могли из практически уличных самоучек сделать настоящих художников-ремесленников, владеющих кистью так же виртуозно, как баллончиком с краской, то из сегодняшних творцов делают целые фабрики, монетизируя придуманные ими образы с использованием новых технологий. От уже банальных сегодня фото и видео до серийных скульптур из новейших полимеров. Выставка в Риме и построена таким образом, чтобы зритель мог проследить буквально весь путь производства искусства, начиная от разрисованных тут же музейных стен до заархивированных на различных носителях произведений прошлого и распечатанных на 3D-принтерах скульптур, созданных по мотивам настенных рисунков.

Среди участников выставки — французско-американский художник WK Interact с масштабной 14-метровой инсталляцией, исследующей городскую жизнь в постфутуристическом ключе; француз Invader, чьи пиксельные картинки послужили основой для видеоигр; американец Шепард Фейри aka Obey the Giant, создатель знаменитого постера «Hope» с изображением Барака Обамы в духе поп-арта. Среди фотолетописей граффити одним из хитов экспозиции стали снимки Стефано Фонтебассо Де Мартино, увековечившего росписи Кита Харинга 1984 года в римском Palazzo delle Esposizioni.