Галерее «Роза Азора» в этом году исполнилось 25 лет. Ностальгическим воспоминаниям ARTANDHOUSES предавался вместе с Любовью Шакс, директором и совладелицей старейшей и самой домашней московской галереи. Дело происходило на вернисаже традиционной выставки «Новый год».

Галерее четверть века. С чего всё начиналось?

Для меня — с приглашения. Марине Лошак (тогда она еще работала в Музее Маяковского) и художнику Лене Языковой, уже начавшим создавать галерею, понадобились еще люди. Я присоединилась и до сих пор «дежурю».

Как возникло название «Роза Азора»?

Его придумала Лена Языкова.  «Роза Азора» — это и часть известного палиндрома, и отражение в зеркале, за которым стоит игра, и ассоциация с тем волшебным состоянием, которое мы, надеюсь, дарим нашим друзьям и зрителям. Четверть века позволяли себе делать только то, что нам самим интересно. И выжили. Сами удивляемся.

М.Лошак и Е.Языкова. Первый день рождения галереи «Роза Азора»

Марина Лошак (слева) и Елена Языкова (в центре). Первый день рождения галереи «Роза Азора»
1992

Галерея начиналась с коллекции предметов домашней обстановки, одежды, с декоративно-прикладного искусства…

Из вещей, которые для нас являлись не столько ценностью, сколько памятью. В галерею приносят предметы, что-то из них мы приобретаем для себя.

Отчасти процесс носит характер спасения уходящих примет времени, детских ассоциаций, важных и дорогих. Многие, приходя в галерею и узнав на елке старую игрушку, говорят детям: «Когда я был маленьким, такая же игрушка (чашка, мишка) была и у меня». Так что работаем спасателями.

Сперва все избавлялись от старого. Казалось, нужно приобретать всё новое, модное. Потом выяснилось, что остро не хватает ностальгии, и все бросились восстанавливать свою прошлую жизнь. Кстати, и прежнее качество предметов не сопоставимо с современным. Возьмем подстаканник 1950-х годов — он настоящий, детально проработанный!

rozaazora4

 «Роза Азора» знаменита выставками в музеях, на международных арт-ярмарках. Какая же была самой первой?

Программная выставка «Каникулы» открылась 31 декабря 1992 года в ЦДХ и закрылась 13 января. Как раз тогда сложились круг художников и концепция галереи, концепция семейного праздника, радости жизни, жизни в искусстве. Молодые тогда еще модельеры Маша Цигаль, Андрей Бартенев, братья Полушкины сделали на этой выставке свои первые перформансы. Искусствовед и куратор Леонид Бажанов был Дедом Морозом, Снегурочкой — художник Анна Бернштейн.

Экспозиция выстраивалась по центру зала. На стенах ничего не висело. Каждый художник располагал пространством, где творил собственный мир. Там были авторские елки, игрушки из музея в Загорске. «Каникулы» можно считать первой у нас тотальной инсталляцией. «Вот так надо делать выставки!» — кричал Бажанов.

Чтобы наполнить экспозицию жизнью, туда посадили школьников. Это же были детские каникулы! Ребята музицировали, играли в разные игры, у них завязывались романы. Они прожили на «Каникулах» целую жизнь. Когда же 13 января выставка закрылась, дети недоумевали: «А куда же нам теперь приходить?»

У многих еще в памяти спрятанное под лестницей в здании Музея народов Востока крохотное пространство, где «Роза Азора» долго обитала.

Многих особенно привлекала большая коллекция винтажных костюмов. К нам туда часто заглядывал Владик Мамышев-Монро, у которого никогда не было денег, и в залог он оставлял нам свой паспорт. Владик долго шебуршился, копался на антресолях, а потом выходил на лестницу в бархатном платье с норковым воротником и говорил: «Я — Валентина Матвиенко!» И правда, это была Валентина Матвиенко.

Это был период, когда все очень наряжались. Московские модники, журналист Шура Тимофеевский и писатель Кабаков дрались у нас из-за рубашек со съемными воротничками.

Однажды зашел сам Пол Смит. Купил ткани, старые перчатки. Я подарила ему маленького мишку в цветах Малевича. Кто такой Малевич, английский модельер не знал.

Я видела однажды, как телеведущий Иван Ургант покупал у вас граненые стаканы.

Он зашел, огляделся и сказал: «Это же оазис!»

Лестница в Музее Востока, где раньше располагалась галерея

Лестница в Музее Востока, где раньше располагалась галерея

Сейчас концепция расширилась, галерея обрела собственное пространство, и выставки сменяют одна другую.

Но мы же всегда делали выставки, и в том числе в музеях. Был замечательный период нашей дружбы с директором Музея архитектуры Давидом Саркисяном, которому бесконечно благодарны за помощь, поддержку, за возможность экспериментировать.

Кстати, «Роза Азора» успела посидеть в деревянном особнячке начала XIX века в Малом Власьевском переулке.

Один из старинных буфетов в галерее

Вот расскажите.

Это был наш адрес в 1994–1996 годы. Мы показывали прекрасные выставки — «Природоведение» Сергея Горшкова, «Иркин дом» Ирины Затуловской, выставку Алены Кирцовой. Эндрю Логана «Роза Азора» привезла как первого западного участника на первую «Арт Москву». Параллельно с ярмаркой в галерее выставили его портреты и украшения. На дворе был май. Мы закрыли двери и открыли окна. В том, что люди могли смотреть выставку только через окна, был удивительный эффект подглядывания и подсматривания.

Первая выставка Андрея Бильжо тоже состоялась в Малом Власьевском. «День рождения Петровича» называлась. Она была разбита на комнаты: «Кухня Петровича», «Спальня Петровича» и т. д. Тогда собственно и родилась идея знаменитого клуба «Петрович». Мы устраивали ужины для друзей при свечах, и все пришли к выводу, что ужасно приятно собираться с друзьями и выпивать на выставке.

Евгений Асс и Андрей Бильжо

Евгений Асс и Андрей Бильжо

Полагаю, галерея дала старт не одному только клубу «Петрович».

Мы проложили широкую дорогу и для «Блошиного рынка». В 1990-е годы, когда все были заняты концептуальными выставками, мы собирали хлам. И в какой-то момент до людей дошло, что действительно надо было что-то сохранять. Так и родился этот проект, и по дороге, протоптанной нашей «Розочкой», пошли толпы ее последователей.

Как идеи выставок современных художников соединяются с концепцией галереи «Роза Азора»?

Это вопрос опыта, интуиции, вкуса и отношения. Счастливо сложилось, что нам троим, Лене, Марине и мне, нравятся практически одинаковые вещи. Мы стремимся сохранить за годы найденную интонацию.

Вот почему тут стоят эти буфеты? Потому что они точно символы дома, где живут многие поколения. К примеру, внуки дедушки-врача стали художниками, что вовсе не означает, что в семье конфликт. Напротив, поколения пребывают в согласии и поддерживают друг друга.

В первом пространстве галереи переплетается современное со старым, и одно не мешает другому. Рядом с новым медведем Андрея Бартенева лежат старинные плюшевые мишки, которых «залюбили» до изнеможения.

Ощущение дома хочется протянуть через выставочную программу. Мы не объявляем себя концептуальной галереей, она существует для художников, а мы просто стараемся, чтобы их высказывания были интересными. Например, Андрей Макаревич, к нашей радости, уже шестой год у нас делает выставки. Почему? Ему здесь хорошо.

А посетителям?

Когда мы только переехали в нынешнее пространство, сделали ремонт, а выставку подготовить не успели. Просто купили огромную елку и повесили крестильные платьица работы художницы Кати Рожковой. Зашел какой-то важный господин, долго ходил по галерее. Наконец к нему подошли наши сотрудники спросить, не нужно ли чего. Да нет, говорит, я отдыхаю.

«Роза Азора» всегда легкомысленно относилась к собственному пиару. Такая позиция?

Мы с таким увлечением занимались самим выставочным процессом, что нам казалось, что все и так напишут о нас. Наверное, это слишком несерьезно. Но мы никогда не надували щеки. По характеру деятельности галерея больше напоминает миссионерство, фонд поддержки. Но свой юбилей всё-таки хотим отметить выставкой «Каникулы» в Московском музее современного искусства. Но, видимо, это произойдет не раньше 2018 года.

А директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак участвует в жизни галереи?

В текущей работе галереи участвовать не успевает, в эпохальных событиях — да. Как раз недавно мы все вместе встречались и обсуждали юбилейную выставку.

Выставка художника Павла Леонова, мастера примитивного искусства, была для галереи очень успешной.

Леонов — художник очень нам близкий. Когда мы впервые показали его работы на «Арт Москве», все ахнули. Люди из Метрополитен-музея буквально ползали по живописному полотну и наслаждались. Мы сидели на стенде, как на острове счастья: ведь на каждой картине Леонов рисовал рай. К столетию со дня рождения художника мы бы хотели сделать большую выставку в Третьяковке.

Назовите имена художников, любимых галереей Роза Азора.

Любимых много, всех не назовешь! Иван Лунгин, Иван Языков, Маша Арендт, группа «МишМаш», Лиза Ольшанская, Антон Тотибадзе. Молодым даем трамплин. Многие художники говорят, что вышли из «Розы Азора», как из гоголевской «Шинели».

Галерее невероятно повезло с петербургской художницей Диной Хайченко, автором невесомых скульптур и светильников из хлопка. Она уже пятнадцать лет с нами. Новый год всегда для «Розы Азора» любимый праздник, но такого волшебства и такого ощущения чуда, как у Дины, еще никто не создавал.

Кто из художников еще участвует в выставке «Новый год»?

В этом году: Дюдя Сарабьянов, Таня Сергеева, Иван Лунгин, Константин Батынков, Алексей Ланцев, Соня Уткина, Катя Рожкова, Андрей Макаревич, Лиза Ольшанская и другие.

Всем хорошо известно, что круг друзей галереи обширен.

Нас обожают Александр Васильев, Рустам Хамдамов, Рената Литвинова, сестры Кутеповы, Михаил Жванецкий, Евгений Маргулис, Михаил Шац и Татьяна Лазарева.

Галерея вырастила не одно поколение коллекционеров. Когда будущий муж ухаживал за Софьей Троценко (основательница Центра современного искусства «Винзавод» — ARTANDHOUSES) подарки он покупал в «Розе Азора». Телеведущая Дарья Златопольская рассказывала, что в детстве много раз приходила в галерею.

Я рада, что мы смогли посеять хоть какие-то зернышки, и уже подходит время собирать урожай.