В Еврейском музее в Нью-Йорке показывают ретроспективу Марты Рослер, одной из первых феминисток в современном искусстве. Уже полвека Рослер отстаивает права женщин, выступает против милитаризма и социального неравенства. В экспозиции — основные работы 75-летней американской художницы: фотоколлажи, видео и мультимедийные инсталляции.
Марта Рослер даже собственную ретроспективу назвала «Irrespective», то есть «Независимая». Действительно, она один из самых активных борцов за независимость, прежде всего женщин. То, что сегодня кажется обыденным, как, например, элементарное представление о равенстве полов и рас, совсем не казалось таковым пятьдесят лет назад в консервативном американском обществе, когда Рослер начинала свою карьеру. Даже женщины из привилегированных классов не могли похвастаться уважительным отношением к себе мужчин. В воспоминаниях Пегги Гуггенхайм можно прочитать, как один из ее многочисленных мужей заметил, что она, когда думает, становится похожей на обезьяну. За эту «искрометную» шутку сегодня мужчину подвергли бы остракизму, а тогда уничижительное отношение к интеллекту женщины было в порядке вещей. Но даже и в близком по духу Рослер движении битников — самом радикальном в ее юности — мужчины играли главные роли, женщинам же отводилась роль поклонниц.
Гендерное неравенство стало главной мишенью для Рослер. В самом известном своем видео «Семиотика кухни» (1975) она критиковала расхожее представление о том, что место женщины рядом с плитой. Во многом благодаря Рослер в современный лексикон вошло и понятие объективизации — а именно отношение к женщине как к объекту потребления. В видеоперформансе «Жизненная позиция гражданина, полученная простым путем» (1977) мужчины измеряли объемы тела художницы, определяя ее пропорции и комментируя их.
Впрочем, критический взгляд Рослер выходит за рамки борьбы только за права женщин. С 1960-х годов она занимает твердую антивоенную позицию. Ее ранняя серия коллажей «Война с доставкой на дом: дом, милый дом» (1967–1972) была посвящена вьетнамской войне и проблеме ее освещения в СМИ. Репортажные снимки с полей сражений она монтировала с интерьерами американских домов. Война, которая обычным американцам казалась такой далекой, вторгалась в каждый дом. Ту же позицию Рослер занимала и во время войны, которую США вели в Ираке.
Дональд Трамп на выставке также получил свою порцию критического напалма от иконы феминизма. В ее последней серии коллажей она поместила самые вопиющие высказывания Трампа на фоне картин современных социальных проблем, например убийств афроамериканцев полицейскими.