В цюрихском Kunsthaus открывается крупнейшая ретроспектива классика экспрессионизма Оскара Кокошки. Среди 200 произведений — ранние портреты, пейзажи, а также поздняя живопись, в том числе монументальный восьмиметровый триптих «Прометей».
Оскар Кокошка прожил длинную жизнь, почти век, — он родился в 1886 году, а умер в 1980-м. Он был одним из первых авангардистов — провокационных, экстравагантных, бросавших вызов обществу. Его экспрессивный нервный стиль сложился на пороге ХХ века в Вене. Впрочем, с самого начала живопись Кокошки выделялась прежде всего отсутствием красивости. Император Франц-Иосиф, посетивший показ студенческих работ, перед картиной Кокошки спросил: «Что это за уродство?» На следующий же день молодого радикала лишили стипендии и отчислили, правда вскоре восстановили.
Вена того времени была на передовой искусства и не только — богема была загипнотизирована теорией психоанализа доктора Фрейда, приоткрывшей тайны подсознания. В экзальтированной атмосфере Вены и появились первые опыты художника. Причем Кокошка не только рисовал, он был еще и драматургом, писал авангардные пьесы — всё, чтобы шокировать благопристойную публику. В 1907 году он поставил спектакль-перформанс «Убийца, надежда женщин», после чего получил прозвище «дикое дитя Вены». А нарисованная им афиша к спектаклю с изображением персонажа, который напоминает Дракулу, даже сегодня вполне могла бы украсить обложку какой-нибудь хеви-металл группы.
Кокошка рисовал портреты венских знаменитостей, которые нельзя было назвать ни парадными, ни комплиментарными. Его герои явно страдали от собственных страстей, были совсем не красивы и к тому же невротичны, что совпадало с духом времени. В эти годы он переживает роман с Альмой Малер, вдовой известного композитора. Он много рисовал ее, а апофеозом их любви стала картина «Невеста ветра». Отношения прервались, когда Кокошка ушел на войну, а после возвращения обнаружил Альму замужем за архитектором Вальтером Гропиусом. Художник заказал точную копию возлюбленной, наряжал ее по последней моде и таскал за собой куклу даже в оперу. Закончилось всё тоже небанально: решив наконец порвать с несчастной любовью навсегда, Кокошка отрубил кукле голову.
В 1920-е годы он уезжает из Вены, живет в Дрездене и много путешествует — по Европе, Африке и Средиземноморью. Художник начинает писать пейзажи, такие же нервные и вибрирующие, как его портреты. С приходом к власти нацистов Кокошка уезжает в Прагу, а потом бежит в Лондон. В это время он создает сюрреалистичные картины «Красное яйцо» и «Аншлюс — Алиса в стране чудес», отразившие суть войны.
Настоящее признание приходит к нему только после окончания Второй мировой. Он участвует в трех выставках documenta в Касселе, преподает в Зальцбурге. В Европе и Японии проходят его ретроспективы. Последние тридцать лет жизни Кокошка провел в Швейцарии. И хотя он до последних дней держал в руках кисть, его поздние работы остались малоизвестны. Цюрихская ретроспектива должна восполнить этот пробел.