В цюрихском Kunsthaus открывается крупнейшая ретроспектива классика экспрессионизма Оскара Кокошки. Среди 200 произведений — ранние портреты, пейзажи, а также поздняя живопись, в том числе монументальный восьмиметровый триптих «Прометей».

Оскар Кокошка прожил длинную жизнь, почти век, — он родился в 1886 году, а умер в 1980-м. Он был одним из первых авангардистов — провокационных, экстравагантных, бросавших вызов обществу. Его экспрессивный нервный стиль сложился на пороге ХХ века в Вене. Впрочем, с самого начала живопись Кокошки выделялась прежде всего отсутствием красивости. Император Франц-Иосиф, посетивший показ студенческих работ, перед картиной Кокошки спросил: «Что это за уродство?» На следующий же день молодого радикала лишили стипендии и отчислили, правда вскоре восстановили.

Вена того времени была на передовой искусства и не только — богема была загипнотизирована теорией психоанализа доктора Фрейда, приоткрывшей тайны подсознания. В экзальтированной атмосфере Вены и появились первые опыты художника. Причем Кокошка не только рисовал, он был еще и драматургом, писал авангардные пьесы — всё, чтобы шокировать благопристойную публику. В 1907 году он поставил спектакль-перформанс «Убийца, надежда женщин», после чего получил прозвище «дикое дитя Вены». А нарисованная им афиша к спектаклю с изображением персонажа, который напоминает Дракулу, даже сегодня вполне могла бы украсить обложку какой-нибудь хеви-металл группы.

Кокошка рисовал портреты венских знаменитостей, которые нельзя было назвать ни парадными, ни комплиментарными. Его герои явно страдали от собственных страстей, были совсем не красивы и к тому же невротичны, что совпадало с духом времени. В эти годы он переживает роман с Альмой Малер, вдовой известного композитора. Он много рисовал ее, а апофеозом их любви стала картина «Невеста ветра». Отношения прервались, когда Кокошка ушел на войну, а после возвращения обнаружил Альму замужем за архитектором Вальтером Гропиусом. Художник заказал точную копию возлюбленной, наряжал ее по последней моде и таскал за собой куклу даже в оперу. Закончилось всё тоже небанально: решив наконец порвать с несчастной любовью навсегда, Кокошка отрубил кукле голову.

В 1920-е годы он уезжает из Вены, живет в Дрездене и много путешествует — по Европе, Африке и Средиземноморью. Художник начинает писать пейзажи, такие же нервные и вибрирующие, как его портреты. С приходом к власти нацистов Кокошка уезжает в Прагу, а потом бежит в Лондон. В это время он создает сюрреалистичные картины «Красное яйцо» и «Аншлюс — Алиса в стране чудес», отразившие суть войны.

Настоящее признание приходит к нему только после окончания Второй мировой. Он участвует в трех выставках documenta в Касселе, преподает в Зальцбурге. В Европе и Японии проходят его ретроспективы. Последние тридцать лет жизни Кокошка провел в Швейцарии. И хотя он до последних дней держал в руках кисть, его поздние работы остались малоизвестны. Цюрихская ретроспектива должна восполнить этот пробел.

Oskar Kokoschka
«Flute Player and Bats»
1907
Albertina, Wien
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Nude Girl with Draped Coat»
1907
Wienerroither & Kohlbacher, Vienna
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Adolf Loos»
1909
Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie
photo: Roman März
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Dent(s) du Midi»
1910
Private collection
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Double Portrait of Oskar Kokoschka and Alma Mahler»
1912–1913
Museum Folkwang, Essen
photo: Museum Folkwang Essen/Artothek
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Amorous Couple with Cat»
1917
Kunsthaus Zürich, 1933
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Dresden, Augustus Bridge with Figure from Behind»
1923
Museum Folkwang, Essen
photo: Museum Folkwang, Essen/ARTOTHEK
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Lake Geneva II»
1923
Museum Ulm — 1937 vom Reichsministerium beschlagnahmt, 2014
Schenkung in Erinnerung an Paul E. und Gabriele B. Geier
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Self-Portrait with Crossed Arms»
1923
Kunstsammlungen Chemnitz
photo: © Kunstsammlungen Chemnitz / PUNCTUM / Bertram Kober
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Zráni / High Summer»
1938–1940
National Galleries of Scotland, Edinburgh
photo: Antonia Reeve
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Matterhorn II»
1947
Private collection Switzerland
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«The Prometheus Triptych: Hades and Persephone, Apocalypse, Prometheus»
1950
The Samuel Courtauld Trust, The Courtauld Gallery, London
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich

Oskar Kokoschka
«Time, Gentlemen Please»
19711972
Tate
© Fondation Oskar Kokoschka / 2018 ProLitteris, Zurich