К началу осеннего сезона музеи готовят громкие проекты. Выставки, сценарий которых предполагает определенные рифмы и диалоги, заранее обречены на успех у широкой публики, особенно если речь идет о таких «беспроигрышных» именах, как Лотрек и Пикассо.

Музей Тиссена-Борнемисы, входящий в «золотой треугольник искусств» Мадрида, 17 октября открывает экспозицию, вещи на которую предоставляют самые крупные музеи мира, в том числе лондонский Институт искусства Курто, парижский Музей Орсэ, нью-йоркский Метрополитен, московский ГМИИ им А. С. Пушкина и др.

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) и Пабло Пикассо (1881–1973) не встречались никогда. Более того, когда девятнадцатилетний испанец первый раз оказался в Париже, французу оставался всего год жизни. Однако кураторы будущего блокбастера Франсиско Кальво Серальер, профессор Университета Комплутенсе в Мадриде, и Палома Аларко, главный хранитель современной живописи Музея Тиссена-Борнемисы, усмотрели в работах двух величайших мастеров европейской живописи множество бросающихся в глаза параллелей.

Кропотливое сопоставление искусствоведы ведут сразу вокруг нескольких тем, волновавших и того и другого художника, сюжетов, которые тот и другой ненасытно исследовали в живописи и графике: зрелища, ночная жизнь Парижа, бордели Монмартра, кафе и кабаре, уличные сцены, портреты богемных персонажей, маргиналов, цирковых акробатов, танцовщиц, театральных актеров. Свыше сотни произведений, собранных в пары, дадут возможность сравнить «оптику» двух художников, их мастерство стилизации, работы с линией и цветом и заодно понять, насколько сильно творчество Лотрека повлияло на Пикассо и как далеко в своих экспериментах второй «отошел» от предшественника.

Herni de Toulouse-Lautrec, «The Redhead in a White Blouse», 1889 Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid  
Pablo Picasso, «
Woman with Bangs», 1902 Baltimore Museum of Art, The Cone Collection, Maryland

Herni de Toulouse-Lautrec, «In a Private Dining Room / At the Rat Mort», c. 1899  The Courtauld Gallery, London 
Pablo Picasso
, «The Wait / Margot»,  spring 1901 Museu Picasso, Barcelona

Herni de Toulouse-Lautrec, «Jane Avril», c. 1891‒1892 Sterling and Francine Clark Art Institute, Williamstown, Massachusetts
Pablo Picasso, «Bust of Smiling Woman», 1901 Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Madrid

Pablo Picasso, «The Diners», Paris, 1901 Museum of Art, Rhode Island School of Design, Providence
Herni de Toulouse-Lautrec, «At the Café: The Customer and the Anaemic Cashier», 1898 Kunsthaus Zürich

Herni de Toulouse-Lautrec, «Bed», 1898 Collection of Ann and Gordon Getty, San Francisco
Pablo Picasso, «Lying Nude Woman / Nude with Crossed Legs», 1965 Musée d’art moderne, Belfort; gift of Maurice Jardot

Herni de Toulouse-Lautrec, «At the Circus: Entering the Ring», 1899 The J. Paul Getty Museum, Los Angeles
Pablo Picasso, «Seated Harlequin», Paris, 1905 Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie, Museum Berggruen