К началу осеннего сезона музеи готовят громкие проекты. Выставки, сценарий которых предполагает определенные рифмы и диалоги, заранее обречены на успех у широкой публики, особенно если речь идет о таких «беспроигрышных» именах, как Лотрек и Пикассо.
Музей Тиссена-Борнемисы, входящий в «золотой треугольник искусств» Мадрида, 17 октября открывает экспозицию, вещи на которую предоставляют самые крупные музеи мира, в том числе лондонский Институт искусства Курто, парижский Музей Орсэ, нью-йоркский Метрополитен, московский ГМИИ им А. С. Пушкина и др.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) и Пабло Пикассо (1881–1973) не встречались никогда. Более того, когда девятнадцатилетний испанец первый раз оказался в Париже, французу оставался всего год жизни. Однако кураторы будущего блокбастера Франсиско Кальво Серальер, профессор Университета Комплутенсе в Мадриде, и Палома Аларко, главный хранитель современной живописи Музея Тиссена-Борнемисы, усмотрели в работах двух величайших мастеров европейской живописи множество бросающихся в глаза параллелей.
Кропотливое сопоставление искусствоведы ведут сразу вокруг нескольких тем, волновавших и того и другого художника, сюжетов, которые тот и другой ненасытно исследовали в живописи и графике: зрелища, ночная жизнь Парижа, бордели Монмартра, кафе и кабаре, уличные сцены, портреты богемных персонажей, маргиналов, цирковых акробатов, танцовщиц, театральных актеров. Свыше сотни произведений, собранных в пары, дадут возможность сравнить «оптику» двух художников, их мастерство стилизации, работы с линией и цветом и заодно понять, насколько сильно творчество Лотрека повлияло на Пикассо и как далеко в своих экспериментах второй «отошел» от предшественника.