Тридцатого сентября в Берлине в здании бывшего аэропорта Tempelhof завершилась вторая обновленная ярмарка art berlin. Смотр, ранее известный как ABC (Art Berlin Contemporary) и не имевший громкого успеха, кажется, наконец начал «поднимать голову». Возможно, этому помогло партнерство с одной из старейших в Европе ярмарок Art Cologne — с прошлого года компания Koelnmesse, владелец Art Cologne, частично владеет и art berlin. Объединение необходимо также для того, чтобы выдержать конкуренцию с Art Dusseldorf, часть которой купила компания MCH Group, стоящая за гигантом Art Basel.
«Art Cologne всё еще остается главной ярмаркой Германии, самой первой ярмаркой, которую в 1967 году организовали Хайн Штюнке и Рудольф Цвирнер, отец галериста Давида Цвирнера. Она не только намного больше art berlin, но и имеет мощный пул международных галерей и коллекционеров. David Zwirner, Gagosian, Hauser & Wirth, Thaddaeus Ropac и White Cube приезжают на ярмарку в Кельн, но не в Берлин. Это не значит, что они никогда не приедут в немецкую столицу, но пока art berlin надо дать время и посмотреть, как она будет развиваться», — отметила в разговоре с ARTANDHOUSES специалист по немецкому рынку дома Phillips Элис Триер.
Нынешняя art berlin вызвала интерес прежде всего благодаря своей локации — стенды построили в закрытом экс-аэропорте в центре Берлина. В обычные дни туда не попасть, так что ярмарка привлекла не только коллекционеров, но и туристов и горожан, дорвавшихся до «запретного плода». Так считает директор галереи Blain|Southern Саша Велхеринг. Он говорит, что главным плюсом стало именно новое место, а качеству ярмарки есть куда расти: «В Берлине покупают искусство всё так же слабо, это вызов для ярмарки, но его можно преодолеть».
То, что в Берлине нет серьезных коллекционеров, — это миф. Стоит только вспомнить несколько частных местных музеев, открытых коллекционерами Карен и Кристианом Борос, Джулией Стошек, Дезире Фойерле, Барбарой и Акселем Хауброк. И, зная это, удивляешься, что большинство галерей решили показывать только недорогое искусство стоимостью до €30 тыс. — вероятно, чтобы привлечь более широкую аудиторию.
В основной секции было представлено 90 галерей со всего мира, в основном немецкие и даже берлинские галереи, но это тоже достижение: ранее местные не стремились к участию в ABC, так как не видели в этом особого смысла — в галерею приходило коллекционеров больше, чем на ярмарку. В этом году лед тронулся, а среди иностранных участников отметились, например, Emalin из Лондона и единственная российская Osnova из Москвы.
«Это для нас первая ярмарка в Германии. Количество галерей было идеально — не слишком много, но и не слишком мало. Мы говорим по-немецки, что сильно облегчило нам пребывание здесь. Есть новые знакомства, хорошие продажи. Скорее всего, в следующем году мы тоже примем участие», — говорит совладелец Emalin Леопольд Тун.
Особой популярностью на ярмарке пользовался стенд галереи Meyer-Riegger, представляющей молодого художника Яна Цёллера. Он только недавно закончил учиться в родном Карлсруэ, но уже пользуется популярностью у коллекционеров. Тигры, фонтаны, яркий желтый – этим он привлекает внимание, а задерживает его благодаря смыслам и виртуозной технике. Стенд галереи был раскуплен в первый же день, одна работа даже ушла в коллекцию в Россию.
Известная König Galerie, экспериментируя с новой ярмаркой, решила показать всё и сразу — на стенде выставили практически всех художников, с которыми она сотрудничает, включая Джереми Шоу, а также неоновую надпись в зеркале Йеппе Хайна. Dittrich & Schlechtriem демонстрировала кадры из видео «Invitation to Disappear» Джулиана Шаррьера, которое за день до открытия ярмарки было показано в знаменитом клубе Berghain. Konrad Fischer Galerie выставляли бельгийскую художницу Эдит Декиндт, Sprüth Magers — Тею Джорджадзе, Розмари Трокель и Астрид Кляйн. Galerie Neu оформила стенд работами Марка Камиля Шаймовича, а neugerriemschneider — беспроигрышным Олафуром Элиассоном.
Судя по отзывам коллекционеров и галеристов, и ярмарка, и новое пространство оставили у большинства приятное впечатление. Среди причин — как баланс известных и молодых имен, так и не пугающие цены. И даже туристы, устремившиеся после официального открытия в «новую достопримечательность», никого не испугали — как говорили дилеры, «и среди туристов можно встретить будущих коллекционеров».