В швейцарском Базеле открылась крупнейшая ярмарка современного искусства Art Basel. На превью яблоку негде упасть, а для всех любителей искусства стенды станут доступны уже 14 июня.

В этом году организаторы Art Basel дали коллекционерам и покупателям целых два дня, чтобы они смогли подобрать себе правильные работы: ощущение, что коллекционеров, музейщиков и галеристов в этом году приехало намного больше, чем обычно. И это несмотря на то, что на этой же неделе в Палермо открывается европейская биеннале Manifesta.

Среди швейцарских сосисок, устриц и шампанского не чувствуется никакого уныния или недостатка денег — Art Basel остается стабильным местом, куда коллекционеры приезжают покупать выдающиеся вещи. Стабильность чувствуется не только на стендах галерей, но и на званых ужинах. В понедельник, например, ужин аукционного дома Phillips прошел в самом изысканном ресторане отеля «Три короля», где в то же время за соседними дверями клиентов потчевала галерея Gagosian. Fondation Beyeler в этом году приемом чествовал Трейси Эмин, а во вторник здесь закатили гала-ужин уже в честь другого героя contemporary art — Дженни Хольцер. Последнюю представляет галерея Sprüth Magers, которая тоже чувствует себя на ярмарке хорошо. На их стенде представлены работы Барбары Крюгер за €375 тыс., в подсобке расставлены ее ранние небольшие работы, которые можно приобрести за €40 тыс. Рядом работы Хольцер за €400 тыс., Стерлинга Руби за €195 тыс. и яркая живопись Андро Векуа за €90 тыс. После успешной выставки в галерее в Берлине и недавней в московском «Гараже» Векуа должен быть продан довольно легко. А вот картина американского классика Джорджа Кондо была продана моментально — она нашла себе обладателя еще до полудня.

Еще один Кондо — на стенде галереи Almine Rech — тоже «ушел» к этому времени. Зато тут пока еще можно приобрести Гюнтера Форга или Тома Вессельмана.

На стенде немецкой галереи Konrad Fischer работа Она Кавары «10 июня 1967 года» также продана, зато можно найти брутальную керамику Томаса Шютте за €150 тыс., а также коллаж Магнуса Плессена всего за €10,5 тыс. Выставка Плессена откроется в галерее в Дюссельдорфе, его также представляет лондонская White Cube, так что можно ожидать, что цены на него будут постоянно расти.

На стенде White Cube большая живопись Георга Базелица за €750 тыс. уже продана в первой половине дня. Можно приобрести совсем новые работы Трейси Эмин — металлические скульптурные изображения лежащих женских фигур. Стоит такая €65 тыс.

Совсем рядом работы подороже. В галерее Karsten Greve за крупную работу абстракциониста Пьера Сулажа просят €1,8 млн. Здесь же произведения других дорогих звезд — Луизы Буржуа, Лучо Фонтаны, Джоэла Шапиро, Сая Твомбли.

У галереи Gagosian по традиции нет экспликаций к работам: предполагается, что зрители должны знать, кого галерея представляет. Особое внимание привлекает большое полотно с неоном Мэри Уэзерфорд, которую галерея уже привозила на ярмарку в прошлом году, но якобы только для показа, а не продажи. В этот раз работа будто бы продается, но сотрудники уклончиво отвечают на запросы о цене. Впрочем, известно, что произведение такого размера будет стоить около $300–350 тыс., а поменьше — $100–150 тыс. Первая персональная выставка художницы только готовится, она пройдет в галерее Gagosian в следующем году.

Второй этаж выставочного центра, где проходит ярмарка, продолжает неизменно радовать галереями и художниками, чья карьера еще не ушла за несколько миллионов долларов.

В Modern Institute из Глазго, например, можно приобрести работу шотландского художника Джима Лэмби, которая представляет собой большой камень с бирюзовым ошейником (£30 тыс.). Далее — три работы Кэти Уилкес за £40 тыс., £50 тыс. и £60 тыс. Говорят, что цены на нее будут в ближайшее время расти — именно она будет представлять Великобританию на 58-й Венецианской биеннале в 2019 году.

В Stephen Friedman из Лондона работы Кьянде Уайли, нарисовавшего официальный портрет Обамы, как и обещали, пока не дорожают: сейчас его яркие портреты можно купить за £200 тыс., но скоро цены должны начать постепенно расти.

Недалеко расположились галереи Sadie Coles HQ, где можно найти Джима Лэмби, Хелен Мартен и Сару Лукас, тоже выставлявшуюся в британском павильоне на Венецианской биеннале. Напротив — стенд 303 Gallery из Нью-Йорка, которая показывает Йеппе Хейна, Алисию Кваде, керамику Ника Маусса. Похожий набор художников можно увидеть и на стенде берлинской König, где также висит небольшая работа Катарины Гроссе. Маленькие вещи Гроссе вообще редкость: приобрести их практически невозможно, разбирают сразу. Доступны в основном ее масштабные работы — примерно 4×8 м, а такие поместятся не в каждый дом.

Art Basel традиционно аккумулирует вокруг себя невероятное количество параллельных ярмарок, выставок и прочих мероприятий. Одна из таких ярмарок-сателлитов Liste, например, вызывает у публики противоречивые мнения: нужно туда идти обязательно или лучше не портить себе настроение — каждый решает сам. Но все сходятся во мнении, что один из лучших галерейных стендов в эти дни находится именно там, он принадлежит молодой галерее из Лондона Emalin, которая показывает работы литовского художника Августаса Серапинаса.