В Палаццо Строцци открылась глобальная ретроспектива классика перформанса Марины Абрамович «The Cleaner», которая включила более 100 работ. В экспозицию вошли видео, фотографии, инсталляции, объекты и даже ранняя живопись, созданные с середины 1960-х годов. На выставке можно увидеть реконструкции избранных перформансов художницы, созданных группой волонтеров под ее руководством.

Каждый перформанс Абрамович — это испытание на прочность, исследование возможностей человеческого тела и духа. Во многих акциях она тестирует не только себя, но и публику, порой вскрывая самые темные стороны человеческой природы. В раннем перформансе «Ритм 0» она позволила зрителям делать с ней всё что угодно, в том числе резать ее одежду, колоть шипами, а один посетитель чуть ее не пристрелил. В «Ритме 5» — чудом не сгорела, лежа в звезде из огня, потеряв сознание от дыма. В «Балканском барокко», посвященном трагедии войны в Югославии, перемыла 1500 костей. Более трех месяцев она просидела в музее МоМА, играя в «гляделки» с посетителями своей выставки. А в галерее Шона Келли прожила несколько дней без еды и воды.

Искусство Абрамович почти всегда связано с болью. В одном из интервью она призналась, что хочет делиться с людьми своим знанием о природе боли и страдания, а в своих перформансах пытается показать, как их преодолеть. На протяжении всего своего творческого пути сама она поддерживает образ мученицы, то ли святой, то ли ведьмы.

В перформансе «Кухня V», который показан во флорентийском Museo dell’Opera del Duomo, Абрамович предстает в образе Терезы Авильской, левитирующий посреди кухонных котлов. Как и многие акции художницы, он имеет отношение к ее биографии. По ее словам, кухня была тем местом, где она делилась самыми сокровенными мыслями со своей бабушкой, которая была очень религиозна. Когда Марине было шесть лет, она однажды пошла с бабушкой в церковь и захотела стать святой, выпив всю воду из купели.

Выставка во Флоренции — это далеко не первая ретроспектива художницы за последнее время. Волна мощных показов прокатилась по Европе и Америке, начиная с Нью-Йоркского МоМА, где в 2010 году открылся самый первый, организованный Клаусом Бизенбахом. Выставку «The Cleaner» уже показали в Бонне и Стокгольме. Сама художница объясняет, что ей было нужно очиститься от груза прошлого.

Эта «перезагрузка» также необходима ей для новой выставки, о которой заранее написали все арт-медиа, — в 2020 году Абрамович откроет экспозицию в Королевской академии искусств в Лондоне, где ее новые перформансы скорее будут напоминать чудеса. Анонсируется, что она должна так зарядиться электричеством, что будет способна зажечь свечу, просто указав на нее, а в случае ошибки перформансистка может умереть.

Marina Abramović
«Dragon Heads»
2018
New York, Abramović LLC
Courtesy of Marina Abramović Archives
Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«Artist Portrait with a Candle (C)»
from the series Places of Power
2013
Courtesy of Marina Abramović Archives
© Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«The Artist is Present»
2010
 New York, Abramović LLC. Courtesy of Marina Abramović Archives and Sean Kelly, New York
Photography by Marco Anelli
Courtesy of Marina Abramović Archives Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«The Artist is Present»
2010
 New York, Abramović LLC. Courtesy of Marina Abramović Archives and Sean Kelly, New York
Photography by Marco Anelli
Courtesy of Marina Abramović Archives Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«The Kitchen V. Holding the Milk»
2009
Amsterdam, LIMA Foundation 
Courtesy of Marina Abramović Archives and LIMA
Special thanks to Galleria Lia Rumma Milano/Napoli

Marina Abramović
«Portrait with Golden Mask»
2009
Amsterdam, LIMA Foundation
Courtesy of Marina Abramović Archives e LIMA
© Marina Abramović
Courtesy of the Marina Abramović Archives

Marina Abramović
«The House with the Ocean View»
2002-2017
New York, Abramović LLC
Courtesy of Marina Abramović Archives e Sean Kelly, New York
Ph. Attilio Maranzano
Courtesy of Marina Abramović Archives Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«Stromboli III / Volcano»
2002
Napoli, Galleria Lia Rumma
Courtesy of Marina Abramović Archives and Lia Rumma Gallery, Milan 
Ph: Paolo Canevari. Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«Stromboli III / Volcano»
2002
Napoli, Galleria Lia Rumma
Courtesy of Marina Abramović Archives and Lia Rumma Gallery, Milan 
Ph: Paolo Canevari. Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«Balkan Baroque / Bones»
1997
New York, Abramović LLC
Courtesy of Marina Abramović Archives e LIMA
© Marina Abramović. Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«The Onion»
1995
Amsterdam, LIMA Foundation
Courtesy of Marina Abramović Archives and LIMA, Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović / Ulay
«Anima Mundi / Pietà» 
1983–2002
© Marina Abramović and Ulay
Courtesy of Marina Abramović Archives and Galleria Lia Rumma Milano/Napoli

Ulay / Marina Abramović
«Rest Energy»
1980
Amsterdam, LIMA Foundation
Courtesy of Marina Abramović Archives and LIMA
© Ulay / Marina Abramović
Courtesy of Marina Abramović Archives. Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«Freeing the Voice»
1975
New York, Abramović LLC
Courtesy of Marina Abramović Archives and Lisson Gallery, London
Marina Abramović by SIAE 2018

Ulay / Marina Abramović
«Relation in Movement. The Van»
1975–1980
Lyon, Musée d’art contemporain de Lyon
Collection of Museum Lyon
Courtesy of Marina Abramović Archives. Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«Rhythm 5»
1974/2011
Amsterdam, LIMA Foundation
Courtesy of Marina Abramović Archives and Lisson Gallery, London
Ph. Nebojsa Cankovic
Courtesy of Marina Abramović Archives. Marina Abramović by SIAE 2018

Marina Abramović
«Rhythm 10»
1973/2017
New York, Abramović LLC
Courtesy of Marina Abramović Archives
© Marina Abramović 

Marina Abramović
«Black Clouds Coming»
1970
New York, Abramović LLC
Courtesy of Marina Abramović Archives Marina Abramović by SIAE 2018