В галерее Тейт Ливерпуль открывается выставка «Фернан Леже. Новые времена, новые удовольствия». Живопись, рисунки, монументальные панно, фильмы, графику и текстиль французского художника привезли из музеев Европы, в том числе и те работы, которые никогда не показывали в Великобритании ранее.

Фернан Леже начинал с кубизма. Молодой художник, приехавший из Аржантана, поселился в знаменитом «Улье», попав в эпицентр французского авангарда. Однако, участвуя в Салоне независимых вместе с кубистами, Леже довольно быстро начал от направления дистанцироваться: он мечтает «шагать в ногу с эпохой», восхищается новым временем, машинами, механизмами, новыми скоростями и пытается изобразить эту динамику в своих картинах. Авиационные моторы и винты, трамваи, светофоры, реклама превращаются на его полотнах в абстрактные, но узнаваемые символы.

Леже переосмысливает понятие красоты и пишет о том, что прекрасное в наше время встречается повсюду — в предмете-машине, механизированной архитектуре, а «картина по красоте должна быть равна и даже превосходить красивый предмет промышленного производства».

В 1930-е годы Леже увлекается монументальным искусством, для которого очень подходит его декоративный стиль. В 1935 году ему заказывают монументальное панно для Всемирной выставки в Брюсселе для павильона физической культуры. С этого момента он много занимается оформлением массовых представлений и общественных зданий.

Годы войны художник проводит в США, где его искусство пользуется большой популярностью. Музеи борются за право устроить его выставки. В его творчестве появляется новая тема — человек в пространстве: он изображает строителей, акробатов, циркачей. В своих записках Леже пишет, что «хотел выразить контраст между человеком и его творениями, между рабочим и всей этой металлической архитектурой».

Последние годы жизни Леже интенсивно работает в монументальном жанре. Он украшает фасад церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас, делает витражи для церкви в Оденкуре, оформляет французский павильон на Триеннале в Милане, зал ООН в Нью-Йорке и выполняет множество других как частных, так и государственных заказов.

Несмотря на международное признание, творчество Леже не у всех вызывало восторг, чему виной были его политические взгляды. Он был членом коммунистической партии Франции, куда вступил, правда, только после войны, и никогда не скрывал своих политических симпатий. Его искусство также было обращено к «производственным темам» и рабочему классу. И, возможно, именно сейчас, когда левые идеи вновь обретают популярность, наследие Леже будет увидено в новом ракурсе.

Fernand Léger
«The Disc» 
1918
Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018

Fernand Léger, George Antheil, and Dudley Murphy
«Mechanical Ballet»
1923-1924
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / image Centre Pompidou, MNAM-CCI

Fernand Léger
«ABC»
1927
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018

Fernand Léger
«Leaves and Shell»
1927
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018

Fernand Léger
«Trois femmes sur fond rouge»
1927
Musée d’art moderne et contemporain de Saint-Étienne Métropole. Achat, 1983
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Image courtesy Cyrille Cauvet/Musée d’art moderne et contemporain de Saint-Étienne Métropole

Fernand Léger
«The Acrobat and his Partner»
1948
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018

Fernand Léger
Study for «The Constructors: The Team at Rest»
1950
Scottish National Gallery of Modern Art, Edinburgh. Purchased 1984
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Photo: Antonia Reeve

Fernand Léger
«Two Women Holding Flowers»
1954
Tate
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018

Fernand Léger
«Young Girl Holding a Flower»
1954
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
© The Fitzwilliam Museum, Cambridge

Fernand Léger and Charlotte Perriand
«Essential Happiness, New Pleasures»
Pavilion of Agriculture, Paris, International Exhibition 
1937–2011
Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid  
© ADAGP, Paris and DACS, London 2018
Photographic Archives Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia