Выставка в одном из самых элегантных парижских музеев Musée Jacquemart-André называется «Караваджо. Римский период. Друзья и враги». И это не случайно — рассказывать о творчестве одного из главных реформаторов в истории искусства невозможно без упоминания о его похождениях, конфликтах, дуэлях. Ведь в полицейских отчетах его имя встречалось при жизни чаще, чем сейчас в музейных каталогах.

Кураторы сосредоточились на римском периоде художника — с 1592 года, когда уроженец Милана Микеланджело Меризи приехал в Вечный город, где по традиции того времени получил прозвище Караваджо, до 1606-го, когда очередная ссора с дракой и убийством вынудила его пуститься в бега.

В перерывах между буйными выходками Караваждо успевал писать картины на библейские сюжеты, работать по заказу банкиров, церквей и кардинала и сделать одно из величайших открытий в истории искусства. Церковников неизменно шокировала трактовка сюжетов Караваджо и выбор крестьян и куртизанок в качестве моделей, сложные ракурсы, сильные эмоции и грубые лица. Но главным в его работах был свет, настойчиво и мощно расставлявший акценты на полотне.

Десять картин Караваджо для парижской выставки предоставили ведущие итальянские музеи — Национальная галерея в палаццо Барберини, галерея Боргезе, Капитолийские музеи, Пинакотека Брера в Милане, музеи Генуи и Кремоны. Эрмитаж отправил на выставку своего «Лютниста», двумя вариантами «Марии Магдалины» поделились частные коллекционеры.

Достойное обрамление шедеврам составят работы современников, на которых манера Караваджо оказала значительное влияние. Среди них картины Кавалера д’Арпино, Аннибале Карраччи, Орацио Джентилески, Джованни Бальоне и Хосе де Риберы.

Выставка также расскажет об интеллектуальном окружении Караваджо, поэтах и ученых, с которыми он общался, а также о его патронах и коллекционерах. Отдельную главу обещают посвятить врагам и конкурентам, которых было немало.

Неизвестный автор
«Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо»
около 1600
Accademia Nazionale di San Luca, Rome
© Courtesy of Accademia Nazionale di San Luca, Roma

Микеланджело Меризи да Караваджо
«Юдифь, убивающая Олоферна»
1598
© Gallerie Nazionali di Arte An ca di Roma. Palazzo Barberini
Foto di Mauro Coen

Микеланджело Меризи да Караваджо
«Мария Магдалина в экстазе / Madeleine Klain»
1606
Collection partculière, Rome

Микеланджело Меризи да Караваджо
«Лютнист»
1595-1596
 © The State Hermitage Museum / photo by Pavel Demidov

Микеланджело Меризи да Караваджо
«Ужин в Эммаусе»
1605-1606
Pinacoteca di Brera, Milan
© Pinacoteca di Brera

Микеланджело Меризи да Караваджо
«Святой Франциск в размышлении»
около 1606
Museo Civico Ala Ponzone, Crémone
© Museo Civico «Ala Ponzone»- Cremona, Italy

Микеланджело Меризи да Караваджо
«Пишущий Святой Иероним»
1605-1606
Galleria Borghese, Rome
© Ministero dei Beni e delle A vità Culturali e del Turismo- Galleria Borghese

Аннибале Карраччи
«Поклонение пастухов»
1597-1598
Musée des Beaux-Arts, Orléans
© RMN-Grand Palais / Agence Bulloz

Орацио Борджиани
«Давид и Голиаф»
1609-1610
Museo de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando. Madrid
Photo © Museo de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando

Антиведуто Грамматика
«Святая Цецилия и два ангела»
около 1615
Kunsthistorisches Museum, Vienne
Picture Gallery © KHM-Museumsverband

Джованни Бальоне
«Любовь Небесная и Любовь Земная»
около 1602
Gallerie Nazionali di Arte Antica di Roma. Palazzo Barberini, Rome
© Gallerie Nazionali di Arte Antica di Roma. Palazzo Barberini