Европейские и латиноамериканские классики Виктор Вазарели, Карлос Крус-Диес, Хулио Ле Парк, Абрахам Палатник, Хесус Рафаэль Сото и Константин Флондор, а также русские художники Франсиско Инфанте-Арана, Вячеслав Колейчук, Лев Нусберг — лишь треть участников новой большой выставки в Музее современного искусства «Гараж». Ее название — «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950–1970-е» — одновременно говорит само за себя и вводит в некоторое заблуждение: многие ключевые авторы работали в обозначенных направлениях как раз в западной части Европы.

Прежде чем попасть на выставку, вам предложат трижды приобрести «новый чувственный опыт». Прямо напротив входа можно пробраться сквозь «силиконовый лес» — инсталляцию «Проницаемый баррель синего» из густо свисающих синих проводов классика и одного из основателей оп-арта Хесуса Рафаэля Сото. Далее — пройтись, смотря под ноги, по «ковру» Карлоса Крус-Диеса с разбегающимися в разные стороны цветными линиями, расстеленному в атриуме. А затем уже прямо с лестницы на второй этаж, где разместилась основная часть экспонатов, прямиком попасть в зеркальный лабиринт с полосатыми черно-белыми стенами — реконструкцию работы 1963 года другой живой легенды современного искусства Хулио Ле Парка. Лабиринт по структуре и форме напоминает знаменитые и не менее сюрреалистичные комнаты с точками Яёи Кусамы. Правда, ни о каких заимствованиях или подражательствах тут речь не идет, оба художника начали их делать практически одновременно в разных концах света — аргентинец в Париже, а японка в Нью-Йорке.

Как раз постоянный парижский флер и вносит диссонанс в восприятие названия выставки. И венгр по происхождению Вазарели, и венесуэлец Сото, которых величают отцами-основателями оп-арта (оптического искусства), вышедшего из геометрической абстракции, своими новаторскими поисками занимались уже после переезда во французскую столицу. Равно как и Ле Парк, перебравшийся в Париж в конце 1950-х. Но, как отмечают кураторы, в развитие кинетического искусства и оп-арта латиноамериканцы внесли и собственную лепту, сделав это в общем-то строгое и монотонное искусство более эмоциональным, да и более народным. Тут можно вспомнить, например, историю о том, как молодой Сото в паре с Арманом бродил по цехам завода Renault и выискивал отбракованные детали и промышленный мусор для своих меланхоличных инсталляций — оба художника в 1960-е работали в арт-резиденциях автогиганта, продвигавшего свою продукцию и с помощью искусства.

В целом же выставка, организованная «Гаражом» вместе с Варшавским музеем современного искусства, показывает жизнь художников двух континентов и пытается найти параллели в их образе мыслей и творчестве, в том, как на развитие абстрактного искусства, широко распространившегося по миру, влияли и тоталитарные режимы, и технологические революции. И особенно интересно, что в Москве «восточный блок» экспозиции укрепился работами русских художников, а в части атриума даже восстановили несколько объектов и фрагменты выставок легендарной группы «Движение».

Магдалена Венцек
Эскиз к работе «Прибытие / Пространственная композиция»
1967
Предоставлено Данелем Внуком

Войцех Фангор
«M41»
1969
Из коллекции Янкилевича

Хенрик Стажевский
«Металлический рельеф №4»
1966
Предоставлено галереей Starmach, Краков

Лигия Кларк
«Пространственная птица»
1960
Предоставлено галереей Alison Jacques, Лондон

Авраам Палатник
«Кинетический объект KK 9а»
1966-2009
Предоставлено галереей Nara Roesler, Сан-Паулу

Вячеслав Колейчук и группа «Мир»
«Атом», светокинетическая установка
Площадь Академика Курчатова, Москва,1967
Фото: архив Вячеслава Колейчука