Жанровое разнообразие в шестьдесят второй раз продемонстрирует знаменитая международная арт-ярмарка BRAFA, открывающаяся в Брюсселе. Представляем пятнадцать шедевров мировой живописи, графики, скульптуры и дизайна на выбор ARTANDHOUSES.
Джино Сарфатти. Настольная лампа. Галерея Anne Autegarden
Инженер из Венеции Джино Сарфатти (1912–1984) внес серьезный вклад в модернистский дизайн осветительных приборов, один из которых — небольшую (высота 21 см) настольную лампу с мобильным абажуром из металла — представит галерея Anne Autegarden, открывшаяся в 1980 году в Брюсселе. Специализация галереи — итальянский дизайн, работы бельгийских и американских авторов.
Соня Делоне. «Цветной ритм». Галерея Alexis Lartigue
«Цветной ритм» 1971 года — небольшая гуашь на бумаге «поздней» Сони Делоне, или Сары Ильиничны Штерн, уроженки Градижска, местечка под Полтавой, крупнейшего мастера ар-деко и живописной абстракции. Подписную вещь ищите на стенде парижской галереи Alexis Lartigue, с 2006 года занимающейся искусством европейского авангарда и современным искусством.
Луи-Леопольд Буальи. «Предчувствие опасности». Галерея Pierre Segoura
Самоучка, французский живописец Луи-Леопольд Буальи (1761–1845) специализировался преимущественно на камерных портретах и жанровых сценках, в чем (особенно в точном прописывании деталей) весьма преуспел у публики времен Директории, Консульства и Первой империи. Парковую сцену со взволнованной дамочкой — весьма характерную для кисти Буальи вещицу (масло на картоне) — предлагает потомственный парижский антиквар Пьер Сегура, утонченный вкус и глаз которого вряд ли нуждаются в представлении.
Рене Магритт. «Ноктюрн». Stern Pissarro Gallery
Полотно Магритта (1898–1967) с надежным провенансом представлено Stern Pissarro Gallery, управляемой Давидом Стерном и Лели Писсарро. Стиль мастера загадочных картин обычно узнаваем, но только не в этой работе 1923 года. Весьма декоративная, напоминающая театральный эскиз вещь была создана явно не без влияния нарождающегося в странах Европы стиля ар-деко.
Блюдо, Китай. Галерея Marc Michot
Китайское блюдо (диаметр 51 см) с синей подглазурной росписью эпохи Мин, периода правления императора Ваньли (1563–1620) — шедевр неизвестного мастера фарфора. Центр отмечает сцена с мифическим безрогим драконом, символом Поднебесной, обрамленная растительным орнаментом. Галерист Марк Мишо, сооснователь Ассоциации антикваров старинной керамики, полагает, что это один из тех предметов фарфоровой посуды, которые в Китае производили специально на экспорт, ибо подобные природные мотивы в декоре для внутреннего рынка не использовались.
«Портрет мальчика», эскиз, XVII век. Galerie Grand-Rue Marie-Laure Rondeau
Galerie Grand-Rue специализируется на произведениях на бумаге, относящихся к XVIII и XIX векам. Открытая в Женеве уже более полувека назад, галерея в январе 1988 года перешла в ведение антиквара Мари-Лор Рондо. Что любопытно, любимой темой антикварного заведения являются горные виды и, разумеется, швейцарских и французских Альп. И таковые зритель увидит на ярмарке BRAFA. Однако стоит внимания и виртуозный рисунок сангиной и белым мелом по коричневой бумаге неизвестного флорентийского художника XVII века.
Маска мумии, Египет. Galerie Chenel
Традиционно немало предложений на ярмарке BRAFA для знатоков и любителей археологии. Позолоченную маску птолемеевского периода Египта (около 332–30 до н. э.) можно увидеть в экспозиции члена Национального синдиката антикваров Франции, парижской галереи Chenel, созданной в 1999 году.
Ян Фабр. «Что для одного несчастье, другому — шоколад». Galerie Jamar
Работу мировой знаменитости и гордости Бельгии, а теперь благодаря нашумевшей выставке в Эрмитаже хорошо известного и российской публике Яна Фабра под метафоричным названием «Что для одного несчастье, другому – шоколад» (дерево, надкрылья златки, 2012) показывает галерея, базирующаяся в его родном городе Антверпене. Открывший галерею в 1989 году Джос Джамар сконцентрировал свое внимание на послевоенных бельгийских художниках.
Джордж Накасима. Диван. Галерея Frank Landau
Творения неповторимого мастера деревянной мебели американца Джорджа Накасимы (1905–1990) — предмет вожделений коллекционеров дизайна. Диван 1960 года из цельного куска натуральной древесины — грецкого ореха — для своих клиентов к ярмарке подготовила галерея Frank Landau, офис которой находится во Франкфурте.
Давид Рейкерт II. «Натюрморт с устрицами, орехами и сладостями». Kunstberatung Zürich AG
В топ-листе организаторов BRAFA неизменно присутствует галерея с русскими корнями Kunstberatung Zürich AG, арт-дилер в области живописи XV–XX вв. Стоит обратить внимание на представленный галереей «Натюрморт с утрицами, орехами и сладостями» фламандского художника Давида Рейкерта II (1586–1642), мастера изображения пышных банкетов и застолий, немало повлиявшего в свое время на процесс развития натюрморта как самостоятельного жанра.
Альбер Марке. «Дымки в гавани». Galerie Taménaga
Постимпрессионист Альбер Марке, друг Матисса, современник Пикассо и Дерена, умел сделать так, что даже в самые серые дни небо казалось светлым. Художник мастерски передавал особый цвет и состояние природы. Пейзаж «Дымки в гавани» (1941–1942) французского мастера представлен галереей Taménaga с офисами в Токио, Осаке и Париже.
Этторе Соттсасс. Этажерка Carlton. Galerie Le Beau
Этажерка Carlton (1981) — культовый объект звезды итальянского дизайна Этторе Соттсасса, основателя авангардной группы Memphis, прославившейся в середине 1980-х годов. Предмет, выполненный из древесины и цветного слоистого пластика, одновременно напоминающий это самое дерево и человека, представлен на стенде брюссельской галереи Le Beau.
Ритуальная маска, Кот-д’Ивуар. Галерея Yann Ferrandin
Ни одна BRAFA не обходится без показа уникальных предметов искусства стран Африки, Океании и Северной Америки. Точнее было бы сказать, что именно эта область прикладного искусства есть сильная сторона брюссельской ярмарки. Арт-дилер и эксперт Ян Ферранден, непререкаемый авторитет в tribal art, помимо прочего, представит ритуальную маску начала XX века из Кот-д’Ивуара.
Виктор Вазарели. «Dynn», 1982. Галерея Hurtebize
Открытая в Каннах в 1992 году галерея Hurtebize предлагает коллекционерам широкий выбор произведений великих постимпрессионистов и авангардистов, в том числе Виктора Вазарели, французского художника с венгерскими корнями, яркого в прямом смысле слова представителя направления оп-арт.
Большая маска саркофага, Древний Египет. Галерея Axel Vervoordt
Мягкая, едва заметная улыбка чувственных губ, тонкая, линия носа, изумительная моделировка щек, изогнутые брови и глубокий взгляд миндалевидных глаз… Эту маску саркофага (Египет, 664–332 до н. э.) — совершенный портрет неизвестного египтянина, запечатленный образ его двойника — покажет знаменитый декоратор интерьера, антиквар и знаток всего прекрасного, символ Антверпена Аксель Вервордт.