Нью-йоркский музей современного искусства MoMA собирает первую всеобъемлющую ретроспективу Адриан Пайпер, американской художницы, перформера и графика, обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале.
Перформанс, особенно в интерактивном своем формате, на протяжении многих лет остается самым востребованным и любимым публикой жанром искусства. Своего рода развлечением, в котором любой зритель может почувствовать сопричастность в создании произведения, а заодно и испытать неизведанные эмоции. Почитаем он, как показывает практика, и профессионалами арт-сферы: едва ли не каждый год все престижные премии в области современного искусства достаются именно перформерам, включая венецианских биеннальных «львов». Последнего и получила Пайпер как участник основного проекта смотра в 2015 году за перформанс «The Probable Trust Registry», в котором публика в импровизированном офисе могла подписать с художницей соглашение «длинною в жизнь» — до конца своих дней подписант обязывался, например, говорить только правду или не продаваться корпорациям ни за какие деньги. Впрочем, в случае с Пайпер эту награду можно считать не поощрением за отдельно взятую работу, а признанием ее многолетнего труда в популяризации жанра и вклада в борьбу с ксенофобией, расизмом и гендерной дискриминацией — основными темами ее высказываний с 1960-х годов и в графике, и в перформансе, и в инсталляциях.
В Нью-Йорке соберут более 250 ее работ из музеев и частных коллекций со всего мира, включая знаменитые серии «Ванильный кошмар», «Вызов», «Кукла Барби», фото и видеодокументацию перформансов, часть из которых будет восстановлена с помощью волонтеров вне и внутри музея.