Парижский Центр Помпиду готовит новую выставку, посвященную одному из значительных эпизодов в истории русского авангарда — деятельности шагаловского Народного художественного училища в Витебске. Она включит более 250 произведений искусства, архивных документов и фотографий из российских и зарубежных собраний.
В 1918 году в Витебске в разгар Гражданской войны Марку Шагалу удалось осуществить, как кажется, невозможное — разыскать место, заручиться поддержкой властей и открыть Народное художественное училище. В конце года там был объявлен набор студентов, а в январе 1919-го уже началось обучение в формате свободных мастерских, в каждой из которых главенствовал художник, передававший ученикам свой взгляд на искусство без каких бы то ни было общих методик и оглядки на руководство. В том же году преподавать в училище приехали Вера Ермолаева, Эль Лисицкий и Казимир Малевич (позже создавший здесь свое легендарное объединение УНОВИС), сплотившиеся вокруг идей беспредметного искусства и вновь поставившие спектакль «Победа над солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Крученых.
«Последовал период лихорадочной художественной деятельности, превративший школу в революционную лабораторию», — отмечает куратор выставки Ангела Лампе. Впрочем, бурная активность продолжалась недолго — уже в начале 1922 года материальные дела институции резко пошатнулись, Малевич покинул заведение, за ним последовали и его соратники. Весной состоялся единственный выпуск училища, где среди дипломников в числе прочих оказались Николай Суетин и Илья Чашник. И именно им — учителям и ученикам теперь уже легендарной школы — посвящена выставка в Бобуре.
Для выставки в Париже работы предоставили Третьяковка и Русский музей, музеи Витебска и Минска, Van Abbemuseum в Эйндховене, а также европейские и американские частные коллекции.
После Центра Помпиду экспозиция переедет в Еврейский музей Нью-Йорка, где пробудет с 14 сентября по 2 января 2019 года.

Марк Шагал
«Двойной портрет с бокалом вина», 1917 – 1918 | «Кубистский пейзаж», 1919
Collection Centre Pompidou
Photo: B. Prevost/Dist.RMN-CP, © Adagp, Paris 2018
Ph. Migeat/Dist. RMN/GP, © Adagp, Paris 2018

Эль Лисицкий
«Клином красным бей белых»
1919 – 1920
© Collection Van Abbemuseum, Eindhoen, Pays-Bas
Photo: © Peter Cox, Eindhoven, Pays-Bas

Эль Лисицкий
«Proun 1 D»
c. 1919
© Kunstmuseum Basel, Schenking aus der Sammlung Oskar und Annie Müller-Widmann 1965

Эль Лисицкий и Казимир Малевич
«Супрематизм»
Эскиз оформления занавеса для заседания Комитета по борьбе с безработицей
1919
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эль Лисицкий
«Комната проунов»
1923 / 1971
Реконструкция: Jean Leering
Collection Van Abbemuseum, Eindhoen, Pays-Bas
Photo: © Peter Cox, Eindhoven, Pays-Bas

Казимир Малевич, «Супрематизм», 1919. Collection Stedelijk Museum, Amsterdam, On loan from the Cultural Heritage Agency of the Netherlands and Stichting Khardzhiev
Николай Суетин, «Композиция», 1920. Museum Ludwig, Cologne, © Adagp, Paris 2018

Лазарь Хидекель
«Супрематическая композиция с синим квадратом»
1921
Lazar Khidekel Family Archives and Art Collection, New York
Photo: © Lazar Khidekel Family Archives and Art Collection

Давид Якерсон, «Модель памятника Карла Либкнехта», 1920. © Коллекция Владимира Царенкова, Лондон
Казимир Малевич, «Архитектон: Гота», 1923, реконструкция: Poul Pedersen, 1978. Collection Centre Pompidou, photo: J. Faujour/Dist.RMN-GP