По составу коллекций мировых музеев архитектуры и дизайна будущее поколение будет судить о качестве жизни, широте воображения и образе мыслей своих предшественников.

Музей дизайна

Лондон, Великобритания

www.designmuseum.org

Год назад без малого музей дизайна поменял район и здание — от Тауэрского моста на южном берегу Темзы он переехал западнее, на Кенсингтон-Хай-стрит. В белоснежном модернистском здании, переделанном из бывшего склада бананов английским дизайнером Теренсом Конраном, было тесно. Музею нашлось новое помещение, то, что прежде занимал Институт Содружества. Постройка 1962 года, реконструированная бюро архитектора Джона Поусона, располагается в непосредственной близости от Королевского колледжа искусств, Музея науки, Музея Виктории и Альберта, галереи Serpentine. Таким образом, Музей дизайна вошел в этот своеобразный лондонский арт-кластер.

Реализация проекта обошлась в £83 млн, собранных путем фандрайзинговой кампании. Аукционный дом Phillips провел в пользу Музея дизайна специальные торги.

Директор музея Деян Суджич не делает акцент на определенном жанре дизайна, рассматривая все сразу — и архитектурный, и промышленный, и графический. Постоянной экспозиции в Музее нет, зато есть постоянная ротация временных выставок. Десять тысяч квадратных метров выставочных площадей и пять этажей в новом пространстве позволяют музею принимать четыреста тысяч посетителей ежегодно. На втором этаже разместились администрация, хранилище и библиотека. На антресолях периодически выставляют по одному шедевру из коллекции музея — например, автомат Калашникова, мопед Vespa Clubman, пишущую машинку Olivetti, предвыборный постер Барака Обамы и британские дорожные знаки.


Нидерландский архитектурный институт

Роттердам, Нидерланды

www.nai.nl

В парке напротив Музея Бойманса — ван Бёнингена можно видеть здание, как будто собранное из разных секций и материалов — металла, кирпича и бетона. Архитектор Йо Кунен спроектировал его в 1988 году. Нидерландский архитектурный институт — многофункциональная институция, архивирующая историю голландской архитектуры, градостроительства и дизайна. Здесь пять выставочных залов, книжный магазин, кафе, библиотека, насчитывающая сорок тысяч томов, и платформа для проведения лекций, конференций и дискуссий. Постоянная экспозиция анализирует влияние урбанизации на человеческое мироощущение. В коллекции института хранятся работы выдающихся голландских зодчих начиная с XIX века, в том числе Кёйперса, де Клерка, Берлаге, — рисунки, наброски, макеты, модели, фотографии и многое другое. И, наконец, на балансе института находится уникальный образец голландского функционализма — вилла, построенная в 1933 году для Альбертуса Сонневельда архитекторами Йоханнесом Бринкманом и Лендертом ван дер Флюгтом. Здание, где оригинальный интерьер полностью сохранен, открыто для посещения.


Музей дизайна Купер-Хьюитт

Нью-Йорк, США

www.cooperhewitt.org

Музей основали в 1897 году внучки промышленника и филантропа Питера Купера Эми, Эленор и Сара Хьюитт как часть Фонда развития науки и искусства. Он занимает 64 комнаты в памятнике архитектуры 1903 года, роскошном трехэтажном особняке, некогда принадлежавшем угольному магнату Эндрю Карнеги. К слову, то было первое здание в стране, располагающее лифтом, автономной системой центрального отопления и прообразом кондиционера.

Сестры Хьюитт в свое время вдохновлялись уже существующими подобными европейскими собраниями, отличающимися некоторым эклектизмом. Среди наиболее интересных экспонатов коллекции, куда входит 250 тыс. единиц хранения, кресло, в котором в 1860 году восседал президент Авраам Линкольн при посещении колледжа Купер-Юнион, обои из Королевского павильона в Брайтоне, выполненные по рисункам Уильяма Морриса, принты по рисункам Ле Корбюзье и Энди Уорхола, мебель по эскизам Петера Беренса, Эктора Гимара, Кристофера Дрессера, Чарлза и Рей Имз, старинные персидские шелка и автомобиль роллс-ройс, принадлежавший группе The Beatles и переданный в музей Джоном Ленноном.

Особого внимание заслуживает и сам интерьер особняка: садовый вестибюль с витражами тиффани, музыкальная комната и столовая, где бывали Марк Твен и Мария Кюри.

Дом на Пятой авеню в Нью-Йорке три года был закрыт на реконструкцию, обошедшуюся в $64 млн, которую осуществляло архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro, и вновь распахнул свои двери для посетителей.


Музей Vitra

Вайль-на-Рейне, Германия

www.design-museum.de

Вайль-на-Рейне, симпатичный городок в сельской местности на границе Германии и Швейцарии, известен во всем мире не только расположенным там мебельным предприятием, но и как местонахождение уникального собрания архитектурных творений Фрэнка Гери, Захи Хадид, Николаса Гримшоу, Тадао Андо, Ренцо Пьяно, Алвару Сизы, бюро SANAA, Бакминстера Фуллера, Жана Пруве. Однако жe кроме коллекции зданий от знаковых архитекторов президент компании Vitra Рольф Фельбаум, человек с неистощимой энергией, с 1977 года собирает все ключевые объекты мирового дизайна, созданные с 1800 года по настоящее время. И это свыше двадцати тысяч предметов мебели, светильников и архивных уникатов, подписанных Чарлзом и Рей Имз, Вернером Пантоном, Александром Жираром, Джаспером Моррисоном, Алваром Аалто, Хеллой Йонгериус, Томом Диксоном, Герритом Ритвельдом, Людвигом Мис ван дер Роэ, Эйлин Грей, Ле Корбюзье, братьями Кампана, Гаэтано Пеше, Этторе Соттсассом, Филиппом Старком, Мартеном Басом.

Vitra Campus располагает зданием музея. В 1989 году его построил Фрэнк Гери. Но внутренние пространства здания в духе конструктивизма, первой постройки калифорнийского архитектора в Европе, используются под большие выставочные проекты, в то время как выдающаяся коллекция мебели пребывала вне общественного поля и почти не экспонировалась. Прошлым летом проблема площадей была решена. Архитектурное бюро Herzog & de Meuron построило новое здание, получившее название Schaudepot. Монолитный объем с треугольным фронтоном и фасадом без окон, сложенный из кирпичей ручной формовки, органично вписался в композицию архитектурного ансамбля и вступил в диалог с соседними постройками: пожарной станцией Захи Хадид и фабрикой Алвару Сизы. Внутри выставлена практически вся знаменитая коллекция, но также нашлось место и для временных выставок.


Музей архитектурного рисунка

Берлин, Германия

www.tchoban-foundation.de

Всё, что архитектор создает на бумаге, чаще всего носит промежуточный характер. Творческая мысль зодчего реализуется в создании проектных эскизов, представляющих самоценный жанр — архитектурную графику. В известном смысле коллекционирование акварельных увражей и отмывок — занятие эстетское, тем более когда культура 3D-визуализации практически упразднила бумажный носитель. Коллекции архитектурной графики имеются в Академии художеств и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Государственном музее архитектуры имени Щусева в Москве, Техническом университете Берлина, Музее архитектуры в Мюнхене, Метрополитен-музее в Нью-Йорке — отдельного же музея нигде в мире не было.

В 2013 году Музей архитектурного рисунка открылся в Восточном Берлине, в районе Пренцлауэр-Берг. Здание спроектировало бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов». Компактный в плане объем примыкает к брандмауэру соседнего 4-этажного жилого дома. Постройка образована пятью, в соответствии с числом этажей, смещенными друг относительно друга, четко выделенными блоками. Бетонные стены чередуются с панорамным остеклением. На первом этаже расположена библиотека, на верхних — экспозиционные залы и архив — уникальная коллекция рисунков и акварелей западноевропейских зодчих и рисовальщиков XVIII — первой половины XIX века, которую на протяжении многих лет собирает архитектор Сергей Чобан. В музее регулярно устраиваются выставки ручной графики выдающихся архитекторов прошлого и настоящего.


Датский музей дизайна

Копенгаген, Дания

www.designmuseum.dk

С первых дней существования основной целью музея являлось повышенное внимание к качеству в дизайне, идее, идущей от природной датской основательности, любви к минимализму, простоте и функции.

Основанный в 1890 году Конфедерацией датской промышленности и фондом Ny Carlsberg Museumslegat и через пять лет открытый для публики, музей дизайна задумывался как источник вдохновения для местных производителей и ремесленников. Мысль подкупала своим простосердечием: доступ к лучшим дизайнерским образцам должен был подвигнуть датчан на усовершенствование своего мастерства и поднять уровень развития промышленности. И цель была достигнута. Прошло немного времени, и датский дизайн сильно пошатнул позиции мировых лидеров.

Здание музея расположено в самом сердце Копенгагена, в нескольких шагах от Новой гавани в здании в стиле рококо 1757 года постройки, где прежде находился госпиталь короля Фредерика V.

Реконструкцией бывшей больницы занимался пионер датского дизайна Кааре Клинт, чьи творения, в том числе и знаменитый стул «Фааборг», сегодня представлены в экспозиции. Ее составляют предметы декоративно-прикладного искусства, мебели, интерьера, в разные годы созданные не только датскими промышленными дизайнерами, такими как Арне Якобсен, Якоб Йенсен, Ханс Вегнер, но и мировыми звездами. В музее функционируют сразу несколько постоянных экспозиций, одна из которых «Мечта и реальность: XX век в декоративно-прикладном искусстве и дизайне». Помимо того, здесь хранится уникальная коллекция немецкого и китайского фарфора, а также собрана самая большая библиотека прототипов скандинавского дизайна с 1900 по 2000 год. И всё же главная гордость музея — богатейшая коллекция королевского фарфора и предметов прославленного сервиза «Flora Danica».


Национальный строительный музей

Вашингтон, США

www.nbm.org

Кирпичное викторианское здание музея, спроектированное инженером-строителем Монтгомери Мейгсом в 1837 году, горожане отчего то невзлюбили и нещадно критиковали. Постройку окрестили «красным сараем Мейгса» и дело чуть было не дошло до сноса, но обошлось. Тут открылся Национальный строительный музей, зайдя в который вы как будто тут же оказываетесь в сказочном дворце. Большой зал — огромное пространство, залитое солнечным светом, окруженное со всех сторон аркадными галереями и окнами под высоким потолком. Колоссальная коринфская колоннада обнимает интерьер. На терракотовом фризе изображены марширующие войска времен Гражданской войны. Сам зал используется для временных экспозиций, всегда добивающихся wow-эффекта и вызывающих незабываемое визуальное впечатление. В 2015 году дизайнеры Snarkitecture погрузили музей в пляжную атмосферу с океаном из миллиона полупрозрачных пластиковых шариков. Прошлым летом бюро James Corner Field Operations создало здесь ледниковый ландшафт, установив под крышей тридцать «айсбергов». Недавно чикагская студия Gang Architects выстроила здесь грандиозную инсталляцию под названием «Улей».


Музей MAK

Вена, Австрия

www.mak.at

Причиной основания Музея прикладного искусства МАК, Museum Fur Angewandte Kunst, послужил визит известного искусствоведа и профессора венского университета Рудольфа Айтельбергера в Лондон в середине XIX века, где он в первую очередь отправился по музеям. Именно Музей Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта) вдохновил австрийца на открытие чего-то похожего в Вене. Воплощение идеи в жизнь началось в 1852 году с санкции императора Франца Иосифа, данной на создание Императорского и королевского Австрийского музея искусства и промышленности, а затем и постройки в 1872 году здания на Рингштрассе по проекту архитектора Генриха фон Ферстеля.

Первым директором музея был назначен идейный вдохновитель всего предприятия Рудольф Айтельбергер. Коллекция начала складываться из взятых на время экспонатов, а также подарков императорской семьи, монастырей и частных собирателей. Предметы предоставил Императорско-королевский политехнический институт в Вене. На базе музея в здании бывшего пушечного завода заработала школа прикладных искусств и ремесел, которую окончили художники Оскар Кокошка и Густав Климт. Эскиз, выполненный Климтом для фриза выдающегося образца венского модерна — дворца Стокле в Брюсселе, — один из экспонатов, которым гордится МАК, равно как и «венскими» стульями из гнутой древесины фабрики «Тонет», также представленными в экспозиции. Сегодня музей удивляет разнообразием предметов прикладного искусства и промышленного дизайна, созданных в период с эпохи Средних веков и до сегодняшнего дня.

Раздел эпохи модерна представлен изделиями из стекла, фарфора, серебра и текстиля, выпущенными Венскими мастерскими, основанными в 1903 году Йозефом Хоффманом и Коломаном Мозером.

Любители Востока найдут китайский фарфор и японские лакированные изделия в постоянной экспозиции «Азия». Секцию, посвященную современному дизайну, где в частности выставлены знаменитые диваны Франца Веста и мебельные гарнитуры Германа Чеха, доверили оформить американскому минималисту Дональду Джадду.


Музеи Баухауза

в Берлине и Дессау, Германия

www.bauhaus-dessau.de

В 2019 году мир будет отмечать столетие знаменитого учебного заведения, концепция которого чрезвычайно важна для истории архитектуры и дизайна XX–XXI веков. Высшая школа строительства и художественного конструирования (Staatliches Bauhaus) открылась в Веймаре 25 апреля 1919 года.

В Германии сейчас существуют три институции, изучающие наследие школы: Музей Баухауза в Веймаре, Архив Баухауза в Берлине и Фонд Баухауз в Дессау.

В 1925 году, когда веймарские власти перестали субсидировать школу, она была переведена в Дессау, где ее основатель, архитектор Вальтер Гропиус (1883–1969) построил новое здание. В 1979 году уже в Берлине в здании, построенном по проекту того же Гропиуса, открылся музей. Его постоянная экспозиция посвящена ключевым именам преподавателей Баухауза: Василию Кандинскому, Паулю Клее, Иоганнесу Иттену, Марселю Брёйеру, Ханнесу Майеру, Людвигу Мис ван дер Роэ, Хитту Пинхасу и, разумеется, самому Вальтеру Гропиусу.

Однако и в Дессау к юбилею откроется музей, где будет храниться обширная коллекция Фонда Баухауза. Победу в международном конкурсе на проект будущего здания одержала команда молодых испанских архитекторов González Hinz Zabala, опередившая 815 конкурентов. Массивный параллелепипед, одетый в стеклянную оболочку, решен в стилистике знаменитой школы. Площадка для строительства выбрана в центральном городском парке Дессау.


Музей ADAM

Брюссель, Бельгия

www.adamuseum.be

То, что музей дизайна был необходим Брюсселю, городу звездных дизайнеров, сомнений не вызывало, однако таковой открылся лишь в позапрошлом году.

Место для ADAM (Art & Design Atomium Museum) нашлось на севере бельгийской столицы, в парке Хейзел, по соседству со знаменитым Атомиумом, сооруженным ко Всемирной выставке 1958 года, и туристической достопримечательностью у его подножья, «Мини-Европой». Под новую музейную институцию выделили 5000 кв. м в выставочном центре Trade Mart. Постройка американского архитектора Джона Портмана 1975 года с панорамным остеклением обрела новую входную зону.

Для проектирования этого, казалось бы, пустячка, пригласили звезду, Жана Нувеля, нагромоздившего лес металлических стоек и зеркальных панелей, в которых отразилась зелень окружающего парка. Жизнеутверждающие расцветки входа настраивают посетителя на оптимистичный лад, тем более что в продолжении его ждут сочные краски и игривые формы.

В пространствах ADAM, над сценографией которых трудилось бюро Lhoas & Lhoas, развернута постоянная экспозиция, и в ее основу положен «Plasticarium», результат тридцатилетнего труда страстного собирателя Филиппа Десселя. Коллекция — несколько тысяч пластмассовых объектов (мебель, кухонная утварь, пишущие машинки, холодильники) марок Olivetti, Kartell, Vitra, Dupon, Swatch, творения знаковых дизайнеров, таких как Вернер Пантон, Филипп Старк, Рон Арад, Гаэтано Пеше, Ээро Сааринен, Чезаре Казати, Эмануэле Понци, Рон Арад, братья Кампана.

Всё началось в 1987 году, когда Дессель, подобрав на помойке футуристический пластиковый стул Джо Коломбо, призадумался о короткой памяти человечества и бренности всего сущего. В ADAM представлены настоящие произведения искусства, необычный провокационный дизайн которых забывается за повседневным использованием.


Центр Гауди

Реус, Испания

www.gaudicentre.cat

Архитектор Антонио Гауди — уроженец Реуса, а музей — дань каталонского города своему знаменитому сыну, ну и, конечно, главная достопримечательность. Четырехэтажное здание из синего стекла по проекту архитекторов Жоана Сибины, Тосиаке Танге и Габриэля Боскеса появилось на рыночной площади Реуса в 2007 году. Это единственная институция, занимающаяся наследием автора знаменитого собора Саграда-Фамилия и других знаковых построек Барселоны. Он набит до отказа современными мультимедийными технологиями и аудиовизуальными устройствами, предусмотренными для получения незабываемых впечатлений от творчества великого каталонца. Экспонаты музея можно трогать, включать и выключать, ибо все они макеты. В Центре Гауди есть гигантская карта Барселоны, вмонтированная в пол второго этажа. Точками отмечены здания, построенные титульным героем. Одно нажатие кнопки, и на стене немедленно появляется экран с фильмом, где дается подробная историческая справка о памятнике культурного наследия. В кинозале музея с вращающимися стульями-грибами непрерывно показывают кино о жизни и творчестве Гауди. На верхнем этаже есть ресторан.


Музей дизайна

Хельсинки, Финляндия

www.designmuseum.fi

«Финская форма» — постоянная экспозиция (керамика, стекло, мебель и одежда) музея посвящена истории развития дизайна непосредственно в Финляндии, главной особенностью которого всегда был диалог с природой. В формах бытовых предметов — мебели Юрьё Куккапуро, стеклянных ваз и кувшинов фабрик Iittalа, Karhula, Riihimaki, глиняных тарелок Arabia, светильников Алвара Аалто, в рисунках тканей Marimekko неизменно присутствовала подобная естественная метафора.

Верхние два этажа здания, спроектированного архитектором Гюставом Нюстремом в историческом центре Хельсинки близ лютеранского собора Святого Иоанна, отведены под временные выставки, нередко рассказывающие и о мировых достижениях в области дизайна. Музей был основан в 1873 году Финским обществом ремесел и дизайна в качестве наглядного пособия для учащихся Ремесленной школы Хельсинки (предшественницы Университета Аалто), и в тот же год на всемирной выставке в Вене были приобретены первые семьсот его экспонатов.

Сегодня постоянно пополняемые фонды уже включают 75 тысяч предметов, и это помимо уникальных чертежей, фотографий и рисунков.

Среди недавних выставочных проектов Музея дизайна в Хельсинки весьма любопытна и показательна ретроспектива работ классика финского дизайна Ээро Аарнио, таких, например, как его хрестоматийные футуристические кресла «Мяч», «Пузырь» и «Помидор», сделанные из плексигласа и пластика в виде усеченных пластиковых шаров.