Антон Мосин (бюро Mossinepartners) живет на две страны, в России и Германии, ведя там и там обширную проектную практику. Вернувшийся на днях из Берлина в Москву архитектор поделился с ARTANDHOUSES своими мыслями о современных тенденциях в жилищном строительстве, актуальности классического ордера и доме своей мечты.
Выпускник МАрхИ, в 1989 году он поехал на студенческую ассамблею в Берлин, затем выиграл муниципальный конкурс на проект детского сада и как профессионал стал в Германии нарасхват. Работать устроился в одно из проектных бюро, вступил в Немецкий союз архитекторов, а для окончательного утверждения в статусе немецкого архитектора получил диплом в Берлинской высшей школы искусств. Совсем скоро профессор Мосин начнет вести курс в Техническом университете Берлина.
В немецком портфолио Мосина значатся такие постройки, как упомянутый выше детский сад и спортивный комплекс в правительственном квартале Берлина, рестораны, кафе и бутик в берлинских районах Шарлоттенбург и Митте, комплекс жилых домов малой этажности в городе Гюстров и др. В списке крупных проектов и построек Антона Мосина в России — жилое здание в Хилковом переулке, многоэтажный дом простых форм с фасадом, облицованным перфорированными панелями с растительным орнаментом, на Сколковском шоссе и яркий образец экологической архитектуры «Любушкин хутор», поселок Evergreen в ближайшем Подмосковье. В 2012 году Антон Мосин осуществил проект павильона, представляющий собой пример легкой мобильной архитектуры. Эксперимент c пневмокаркасной конструкцией из полимерного пластичного материала был реализован в Митино, на территории микрогорода «В лесу».
Ты, как известно, снискал славу европейского зодчего, адепта модернистского, предельно простого, практически протестантского подхода в современной архитектуре. Насколько этот статус актуален сегодня?
Вот ты удивишься, но сейчас мне неожиданно стала нравиться классическая архитектура. Не сталинский, конечно, ампир. Недавно, гуляя по Берлину, я буквально засмотрелся на постройки выдающегося, на мой взгляд, немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля, на все эти строгие классицистические линии фасадов Старого музея, Королевского драматического театра. И подумалось, может зря архитектура выбилась из колеи с этим модернизмом? Двадцать веков же оно как-то всё работало без нарушения традиций. Захотелось взять и нарисовать эти пропорции, эти детали фантастической ясности и красоты. Может это уже старость?
Не думаю. Просто возвращение моды на классицизм, она как-то носится в воздухе…
Да, именно эту тенденцию сейчас я и наблюдаю. То, что людям, как выяснилось, куда уютней жить в ордере, кстати, подтверждают и девелоперы. Декорации на фасаде домов лишь увеличивают их продажи. Когда ты строишь не общественное здание или торговый центр, но жилье, демонстрация своего эго должна отступить на второй план. Как архитектор жилья ты ограничен определенными правилами организации пространства. Есть же вполне понятные принципы, в чем удобно жить, а в чем нет. В квадратной комнате человеку жить гораздо приятней, чем в треугольной или полукруглой. Не думаю, что будет комфортно в вытянутой с маленьким окном. До принятия решения нужно проанализировать все параметры: что находится вокруг будущего объекта, для кого строится этот дом, сценарии жизни жильцов. И в конце концов прийти к соответствующим выводам.
Как я знаю, ты уделил немало времени проблемам энергосбережения, за которым, разумеется, будущее. Так ведь?
Так. Главная наша задача — это устойчивость, пресловутая sustainable architecture. Огромный пакет, в который в том числе входят затраты на энергию при строительстве, определяет, устойчивым будет здание или нет. Кстати, традиционная архитектура практически всегда создавалась из местных материалов. Никто же не привозил утеплитель или стекло, к примеру, из Германии. И возврат к этому обычаю вполне может иметь актуальность, тем более что сейчас всё больше возникает сомнений по поводу современных материалов. Высокие затраты на производство утеплителя и алюминиевых сэндвич-панелей сразу вычеркивают эти материалы из списка устойчивых. Плюс невозможность их утилизации. Специалистам хорошо известно, что лет через двадцать весь утеплитель превратится в ноль и утеплять перестает. Чем, скажем, хуже та же метровой толщины кирпичная стена, сложенная из подмосковной глины? Ничем. В Тарусе есть песчаные карьеры, можно делать кирпичи и из них получать архитектуру, формами близкую к классической. Всё, казалось бы, отлично: стоечно-балочная система, деревянные перекрытия, без бетона. Почему от всего этого отказались в пользу чего-то модернистского? Вопрос.
Так какой же он, дом твоей мечты?
Честно? Никакого дома мечты у меня нет. Потому что она, мечта, всё время меняется. Или я практически каждый раз проектирую дом мечты. И, кстати, считаю, что даже хорошо, когда заказчик вмешивается и в соответствии со своим вкусом корректирует эту мою мечту. За что я ему только благодарен. Очень многие вещи, которые получились, построены в основном под влиянием заказчика. Обидно, это когда заказчики не строят.
В Берлине я сейчас работаю над одним интересным проектом, связанным с утилизацией старого жилья. Вот, представь, квартира, предусмотренная к перепланировке, под которой расположены гаражи. Так из одной квартиры плюс эти гаражи получаются четыре прекрасных таунхауса. Пространства прежде были другими. Образ жизни изменился, необходимость в гаражах отпала: на машинах теперь все ездить перестали. Также преимущественно молодым семьям уже не требуются большие по площади комнаты, а нужны маленькие. К тому же люди перестали ходить на работу — все стремятся к тому, чтобы работать на удалении. Таким образом, из барской квартиры с 4-метровыми потолками получаются три этажа с узкими лестницами, где можно жить и работать, имея еще и маленький садик или террасу, которая тоже становится жилым пространством. При этом ты не строишь ничего нового, а просто максимально реструктурируешь, утилизируешь старое. В общем, XXI век уже наступил. Сейчас другие мечты. Изменилась философия, психология общества. Автомобили без шофера, полное нежелание приобретать недвижимость, но желание вести здоровый, комфортабельный образ жизни без пафоса. Вот ты говоришь — дом мечты, и я не уверен, дом ли это, или это образ жизни.