Новый проект Музея архитектурного рисунка «Центробежные тенденции. Таллин — Москва — Новосибирск» станет продолжением серии выставок, посвященных различным подходам в современной архитектуре. Берлинский музей не отстает от общей тенденции и также отмечает столетие Октябрьской революции и ее влияние на культурную ситуацию. Куратор выставки московский архитектор Юрий Аввакумов анализирует такой феномен, как бумажная архитектура, возникший в Советском Союзе еще в брежневские времена. На фоне планового хозяйства и общей стагнации как протест против рутины и инерции в архитектурном цеху стали появляться первые ростки независимого творческого подхода.

Студенты Московского архитектурного института, его недавние выпускники создавали проекты, формально созвучные бунтарским настроениям первых послереволюционных лет, экспериментам Эль Лисицкого, Якова Чернихова, Ивана Леонидова, лидеров ВХУТЕМАСа. Похожие процессы происходили в конце 1970-х — середине 1980-х и в других городах Советского Союза. Молодые архитекторы Новосибирска и Таллина были объединены тем же стремлением вырваться из застоя планового хозяйства. Однако их смелые фантазии должны были пока оставаться на бумаге.

Leonhard Lapin
«The Ches»
1984
© Museum of Estonian Architecture

Avo-Himm Looveer
«Path from Paris to Tallinn»
1982
© Museum of Estonian Architecture

Ülevi Eljand
«In Riga»
1972
© Stanislaw Stepaschko
courtesy of the Art Museum of Estonia

Ülevi Eljand
«Aliens in Tallinn»
1973-2002
© Stanislaw Stepaschko
courtesy of the Art Museum of Estonia

Lev Evzovich, Mark Haisman
«Trolleybus Stop “Kropotkinskaya”
1984
© Lev Evzovich, Mark Haisman

Tiit Kaljundi
«A House for dr. Benjamin Spock»
1975-1984
© Museum of Estonian Architecture

Avo-Himm Looveer
«August storm in Architecture»
1982
© Museum of Estonian Architecture