Всемирно известный дизайн-альянс индианки Нипы Доши и шотландца Джонатана Левина, чьи проекты для самых успешных брендов давно покупают любители и собирают коллекционеры, сложился еще в годы студенчества в Королевском колледже искусств в Лондоне. В 2000 году, после окончания учебы, пара учредила собственную компанию под маркой Doshi Levien и открыла студию-мастерскую в одном из пестрых этнических кварталов Восточного Лондона, в окружении торговых лавочек и винтажных магазинов. Каждый из участников этого яркого межнационального дуэта вносит свой особый взгляд и интонацию в общее дело, неизменно впечатляя результатами совместного творчества.
Рациональный и технологичный подход, характерный для Европы, в соединении с ярким многообразием и чувственностью Востока рождает блестящие творческие идеи, воплощенные такими титанами, как Moroso, Kettal, Cappellini, Kvadrat, Swarovski, Camper и др. Получив задание от клиентов или вдохновившись каким-нибудь предметом или событием, дизайнеры уединяются каждый в своем формате: Нипа с карандашами, коллажами и скетчбуком, Джонатан — с лэптопом и 3d-графикой. В спорах и обсуждениях они всегда очень внимательны к замечаниям друг друга и оттачивают общие решения в прототипах, которые делают из картона и подручных материалов прямо у себя в мастерской.
Несколько поколений семьи Джонатана владели фабрикой детских игрушек, так что с технологиями и процессом производства он был знаком почти с детства. Однако сам он получил образование краснодеревщика, прежде чем стал изучать дизайн и встретил свою будущую жену и партнера. Доши же росла в окружении старинных картин и тканей, которые коллекционировал ее индийский дедушка. Разница восприятий и взглядов в разной мере отражается в работах пары: они говорят, что часто заметно, кто больше повлиял на ту или иную новую коллекцию или предмет, но они всегда сходятся в главном. В этом единстве противоположностей и кроется секрет их необычного стиля, в котором технологии и производство соединяются с живым творчеством и ремесленной традицией.
Зеркальный шкафчик «Kundan» для коллекции галереи Kreo оформлен в традициях индийской ювелирной техники кундан и зеркальной инкрустации, характерной для отделки стен в глинобитных домах региона Кач. Обе предполагают использование последовательностей геометрических фигур и изобразительных символов.
Коллекция ковров «Rabari» для Nani Marquina создана по мотивам традиционных индийских ручных вышивок региона Кач, где у тети Нипы была собственная мастерская. Мастера работали не только с шелковой и хлопковой нитью, но и металлическими блестками и зеркалами, создавая уникальные декоративные орнаменты.
Стул «Impossible Wood» был представлен на стенде компании Moroso на iSaloni в Милане в 2011 году. Энергично выгнутое сиденье производит впечатление деревянного, но в реальности отлито из пластика, так как повторить его в дереве технически невозможно. Любопытно, что вдохновила дизайнеров на такую форму именно деревянная скульптура афроамериканского мастера Мартина Пурьера (Martin Puryear).
Для Moroso дизайнеры придумали также кресло «Paper Planes». Его каркас в виде сложенного листа бумаги и обивка с точным чертежным рисунком создают необычных контраст с праздничной легкостью и блеском декора из кристаллов Swarovski, играющих на свету.
Комод «Shanty» с рифлеными панелями для BD Barcelona восходит к типологии временных построек, широко распространенных во всем мире. Цветные гофрированные фасады маскируют рациональный и тщательно продуманный объем хранения.
В этом году в рамках миланской iSaloni садовое кресло «Сala», спроектированное Doshi Levien для Kettal, было названо в числе победителей конкурса Elle Deco International Design Awards 2017. Тонкий металлический каркас, обвитый шпагатом, — авторская вариация на тему тайской плетеной мебели из легендарного фильма «Эмманюэль».
Сегодня Нипа и Джонатан успешны и очень востребованы, а в планах у них — написание книги и открытие собственного розничного магазина для экспериментальных объектов, которые дороги в производстве и сложно продаются через посредников: «Дело не только в маркетинге, но и в том, чтобы соединить эти предметы в определенном культурном контексте, раскрывающем наше представление о том, каким должен быть мир».